Прежде чем начать, хочу дать самый главный из всех возможных советов:
«Помните, что любой человек индивидуален», то, что случилось у ваших
знакомых, «сработало» у соседей, и т. д., совсем не обязательно
применимо к другому человеку, и даже занимаясь сравнительной
характеристикой, нельзя забывать, что Ваш ребенок единственный и
неповторимый и других «таких» не существует.
Определение рукости ребенка.
Очень важно определить ведущую руку, до того, как ребенок пойдет в
школу или подготовительную группу. В этом возрасте Ваш ребенок учится
держать карандаш, ручку, кисточку, учится ими пользоваться. И
желательно, чтобы он привыкал выполнять эти действия ведущей рукой,
потому что переучивание может негативно сказаться на развитии ребенка,
осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям
психики. Помните, что в 3 года еще рано делать выводы, лучше подождать
до 4-5 лет. Если Вас действительно интересует данная проблема,
рекомендую прочитать книгу "Леворукий ребенок в школе и дома", автор
книги М.М.Безруких. Существует множество тестов, предназначенных для
определения рукости ребенка. Не стоит придавать решающее значение, тому
в какую руку ребенок берет тот или иной предмет, это может быть
обусловлено тем, что ребенок видит в ближайшем окружении или
подражанием
понравившемуся персонажу. Есть традиционно используемые тесты для
определения рукости, например, переплетение пальцев рук, тест должен
выполняться быстро, без подготовки, у правшей сверху ложится большой
палец правой руки, у левшей — левой. Хлопанье в ладоши, у правшей при
аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. «Поза
Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом
предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху
кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая. Но эти тесты, увы,
не информативны для маленьких детей.
Французская исследовательница М. Озьяс разработала тест, включающий 20
заданий, при проведении теста важны все мелочи: где находится ребенок,
как располагается предмет (все предметы следует класть перед ребенком,
на равном расстоянии от правой и левой руки), которым нужно
манипулировать, как дается инструкция, с какой стороны находится
собеседник (лучше четко напротив проверяемого) и др. Желательно, что бы
ребенок, не знал о цели производимых манипуляций.
Задания
1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Зажечь спички.
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Наколоть, нанизать (стержень или иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин, геометрических фигур).
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
11. Разложить (раздать) карточки (карты).
12. Проколоть дырочки (5–6 ударов).
13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19. Закрыть, открыть молнию на сумке.
20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
Очень важно, чтобы действия были непривычны, что позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.
Тест М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского
Первое задание - рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и
карандаш (ручку), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или
умеет). Не торопите ребенка. Когда он закончит, попросите его
нарисовать то же самое другой рукой. Бывает дети отказываются: «Я не
умею», «У меня не получится». Согласитесь с ним: «Да, я знаю, что это
трудно - нарисовать такой же рисунок другой рукой, но ты попробуй». В
задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и
качество выполнения рисунка. Также нужно обратить внимание, как малыш
держит ручку или карандаш (правильно ли, удобно ли ему, неудобно),
сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит, в какую
сторону наклоняет голову.
Второе задание – открывание небольшой коробочки, например, спичечного
коробка. Малышу предлагается несколько коробков, чтобы исключить
случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одном из
коробков». Ведущая рука совершает активное действие (открывает,
закрывает).
Третье задание - построение колодца из палочек (спичек). Ведущая рука используется более активно.
Четвертое задание - игра в мяч. Возьмите небольшой мячик (шарик),
который удобно бросать и ловить одной рукой. Мячик положите на стол на
равном расстоянии от правой и левой руки. Взрослый просит взять мяч и
бросить ему. Проделайте это несколько раз.
Пятое задание - вырезание ножницами по контуру (вырезать кружек,
ромбик, бабочку и др.). Ведущая рука более активна, заметьте,
необязательно малыш держит именно ею ножницы, так как они могут быть
неподвижны, бумагу ребенок будет поворачивать, облегчая процесс
вырезания.
Желательно, чтобы размер и форма ножниц соответствовали руке ребенка.
Задание можно заменить раскладыванием карт. Все карты ребенок должен
взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая)
раскладывать.
Шестое задание - нанизывание бисера (бусин или пуговиц — для младших
школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущая рука выполняет более
активное движение.
Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Малышу предлагают
открыть несколько пузырьков (пластиковых бутылок) с завинчивающимися
крышками. Ведущая рука более активна. Обратите внимание, ребенок может
держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
Восьмое задание - развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите
несколько узелков из шнура средней толщины. Ведущая рука развязывает
узел, вторая его держит.
Это задание не очень информативно, так как развязывание узелков - процесс довольно таки непростой и ребенок использует обе руки.
Можно попробовать другой вариант этого же задания - составление цепочки
из скрепок. И смотрите какой рукой малыш попытается присоединить
скрепку.
Девятое задание - постройка домика из кубиков, складывание пазлов и др.
Ведущая рука чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали.
Чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобнее занести их в таблицу.
Если предпочтение отдается левой руке, ставите плюс в графу «Левая
рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука». Если при
выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и
левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».
Десятым пунктом таблицы будут данные о наследственности, если у ребенка
есть леворукие родственники - кто-то из родителей, братья, дяди, тети,
бабушки, дедушки - поставить плюс в графу «Левая рука», если же нет - в
графу «Правая рука». Если вы получили большинство полюсов в графе
«Левая рука», то ребенок, скорее всего, - левша.
Если у ребенка плюсы в графе «Левая рука» за выполнение заданий со
второго по девятое, а за первое - рисование - минус, то есть бытовые
действия ребенок лучше выполняет левой рукой, а графические - правой.
Так же может быть и наоборот. Выбирая руку для письма, нужно учитывать
не предпочтение руки в бытовых действиях, а преимущество в графических.
Довольно показательны рисунки, которые ребенок делает двумя руками
одновременно, лучше попросить нарисовать что-нибудь из простых фигур.
Линии, проведенные доминирующей рукой более ровные и точные. Если Ваш
малыш леворукий, обратите внимание на устройство его рабочего уголка,
свет всегда должен падать справа. За партой его нужно сажать с левой
стороны, чтобы ему не мешал правый локоть соседа.
А если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой? Малыш
начинает писать и правой и левой рукой, возможен и другой вариант -
рисует левой, а пишет правой, или перекладывает «орудие труда» из одной
руки в другую, попеременно используя обе руки, что несколько затрудняет
развитие навыка письма.
Есть такое понятие - амбидекстры (люди одинаково хорошо владеющие и
правой и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях, им
сложнее сделать выбор руки для письма. Здесь особенно нужен
индивидуальный подход. Чаще всего при возрастающих нагрузках
(подготовка к школе в домашних условиях или подготовительная группа)
ребенок делает выбор быстрее, но, ни в коем случае не давите на
ребенка, редко способности распределены четко 50/50, где-то может быть
небольшое преимущество, поэтому свой выбор малыш должен сделать сам.
Иногда родители, обеспокоенные особенностью своего ребенка, обсуждают
свои тревоги при нем с оттенком негатива. Ни в коем случае так не
делайте! У ребенка может возникнуть комплекс, который затруднит
обучение и осложнит общение со сверстниками. Наоборот, постарайтесь
показать ему, что Вы считаете эту особенность очень перспективной,
расскажите о знаменитых людях, которые тоже были леворукими. Старайтесь
обращать внимание на успехи малыша (красиво завязанный бантик,
интересная фигурка из песка и т.д.), почаще хвалите. Кстати, давно
доказано, что упражнения с пальчиками способствует развитию интеллекта,
так что не стоит пренебрегать какой-либо рукой, независимо от того
ведущая она или нет. Для развития координации движений детям можно
предложить застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и
развязывание веревочки, перекладывание мелких предметов, переливание
воды из чашки в чашку,
нанизывание бусин и др.
Определение ведущей ноги
Подобное знание тоже может пригодится, особенно если ребенок занимается спортом.
1. Попросите ребенка закинуть ноги на ногу - ведущая нога окажется сверху.
2. Измерьте длину шага - считается, что длина шага ведущей ноги больше.
Определение ведущего глаза
1. «Подзорная труба». Свернуть в трубочку лист бумаги, и
предложить ребенку посмотреть в «подзорную трубу». Трубу положить перед
ребенком на равном расстоянии от правой и левой руки.
2. Проба Розенбаха. Поставить ребенка лицом к окну на расстоянии 3–4 м,
дать ему в вытянутую руку карандаш и попросить совместить его с
вертикальной линией рамы. При закрывании ведущего глаза карандаш
смещается. Если ведущий глаз правый, то при его закрывании карандаш
смещается вправо, если ведущий глаз левый, карандаш смещается влево.
3. «Лист с дырой». Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием,
просят держать его вертикально на вытянутых руках и смотреть через
отверстие на лицо взрослого, стоящего на расстоянии нескольких метров.
Считается, что при этом виден ведущий глаз ребенка.
Определение ведущего уха
1. «Часы». Малышу предлагают наклониться и послушать, как
тикают часики, лежащие перед ним на столе. Он будет слушать тиканье
ведущим ухом. Ребенок не должен брать часики в руки.
2. «Телефон». Обратите внимание, к какому уху ребенок чаще прикладывает
телефонную трубку, важно, чтобы трубка была не игрушечной.