Форма входа
Меню сайта
Категории
Беременность [23]
Здоровье [51]
Наше женское [26]
Планирование [13]
Потребителю на заметку [18]
Юмор [8]
Психология, воспитание [32]
Уход за малышом [47]
Право [4]
Питание [50]
Развитие [75]
Другое [30]
Поиск
Наш опрос
Ваше семейное положение
1. Замужем/женат
2. Гражданский брак
3. Не замужем/не женат
4. Разведена/разведен
Всего ответов: 4
Календарь
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Родителей: 0
Семья от А до Я Семья от А до Я Семья от А до Я
Полезные статьи » 2009 » Июнь » 15 » Что читать с ребенком (часть вторая)
Что читать с ребенком (часть вторая)
22:08:05
Как утверждают психологи, вхождение ребенка в книжную культуру надо начинать с первого года жизни. Ориентируясь на рекомендации специалистов и возрастные возможности ребенка, очертим круг необходимых для развития малыша книг и других печатных изданий.

Для пятимесячного ребенка, любящего манипулировать предметами, полезны книжки-подушки со страницами из ткани; непромокаемые книги для "чтения" в ванне; издания для самых маленьких с твердыми картонными или пластмассовыми страницами - их интересно пробовать на зубок, переворачивать, ощупывать.

Шестимесячный ребенок способен рассматривать предметы. Для него хорошо приобрести надувные книжки-игрушки, которые он может перекладывать из рук в руки. В семь-восемь месяцев ребенок уже узнает знакомую книжку. Для него хорошо иметь в домашнем собрании книги из серии "Мои первые слова" издательского дома "Нева". Полезны для игр в этом возрасте "книжки-раскладушки".

Девятимесячный
ребенок, как известно, любит листать книги и вместе с тем рвать их. Для этой цели можно использовать старые иллюстрированные журналы. В 10-12 месяцев почти у каждого ребенка уже есть любимая книга. Предметом его интереса становятся звуковые книжки и книжки-"пищалки".

В годовалом возрасте ребенку нужны книги с простыми и четкими картинками, изображающими знакомые предметы или животных. Годовалым детям очень нравятся стихи, в которых описываются действия и истории, содержащие повторения. Подобные повторения можно найти и в таких любимых детьми сказках, как "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя".

У двухлетних детей особенно заметно желание общаться с книгой вместе со взрослыми, рассматривать ее, вслушиваться в голос читающих родителей. У детей 2-3 лет очень любима стихотворная форма, которую они предпочитают прозе. При этом малыши тяготеют к динамическим ритмам, радостной плясовой мелодике. Вот почему для них так важен детский фольклор. Одним из лучших изданий подобного фольклора для детей специалисты называют сборник народных потешек, песенок и прибауток. Эта книга - находка для детей ясельного возраста и может на несколько лет стать настольной книгой для всей семьи. Для двухлетнего ребенка очень хороши книги-игрушки. Среди них особенно ценны книги-игрушки В. Сутеева - например, "Под грибом", "Цыпленок и утенок", "Как цыпленок голос искал" и др. Любят малыши и книжку-игрушку К. Чуковского "Телефон", а также С. Прокофьевой "Про башмачки".

Образцом справочника-энциклопедии для двух-трехлетних детей является книга московского издательства ACT "Лицей для маленьких".

Что касается журнала для самых маленьких, то его выпускает Издательский дом "Карапуз" под названием "Для самых-самых маленьких", а газета "Семья" предлагает журнал "Веселые медвежата".

Круг чтения дошкольника:

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были". Из изданий фольклора специалисты рекомендуют "Трыпцы-брынцы, бубенцы" - русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно приобретать прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л.Толстого ("Для детей" и "Азбука"). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" (1986), "Бобик в гостях у Барбоса" (1991). Нельзя родителям пройти мимо издания сборника "Алеиушкины сказки" ?в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов ("Львенок и черепаха"), Г. Циферов ("Сказки старинного города").

Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", бр.Гримм "Бременские музыканты".
Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке "Приключение Пифа", на сказке Киплинга "Слоненок". Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках "Крошка Енот и другие", куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошколыюго возраста.

Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Назовем некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет, этого возраста. Детей порадует любой из следующих журналов: "Воробушек", "Колокольчик", "Веселые картинки". Очень по душе детям пришелся журнал "Дисней для малышей" со знакомыми героями и наполненный разного рода играми, головоломками, кроссвордами и т. п.

Что касается подборки детских книг для старшего дошкольного возраста, то есть для детей 6-7 лет, в ней большое место занимает научно-художественная и научно-популярная литература, книги энциклопедического характера, фото-книжки по разным областям знаний.

Если говорить об изданиях фольклора, то они обогатились сборниками загадок и пословиц. К их числу можно отнести сборник загадок "Умный Иван, Жар-птица и Золотое зерно". Что касается сборников сказок, то среди множества других можно выделить красочную переводную книгу "Сокровища волшебных сказок" и сборник "Золотая книга лучших сказок мира".

Из поэтических произведений в домашней библиотеке для дошкольников следует иметь прежде всего произведения поэтов-классиков - А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, А. Майкова, И. Бунина, А. К. Толстого, С. Есенина. В круг чтения детей 6-7 лет рекомендуется вводить "Басни" И. Крылова, многие из которых будут изучаться в школе. Суть предваряющего чтения не в том, чтобы понять мораль басен (это придет позже), а в том, чтобы прикоснуться к образцу родной образной речи.

Рядом с поэтическим наследием К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, C. Михалкова, В. Маяковского, А. Барто на книжной полке дошкольников должны стоять сборники стихов С. Черного, Д. Хармса, Т. Собакииа, М. Бородицкой, Р. Махотина, М. Яснова очень важно, чтобы ребенок познакомился с ними еще до школы.

Одним из самых популярных и любимых детьми поэтов нашего времени является Георгий Остер - автор более 30 книг. Наиболее известны среди них "Вредные советы" и "Вредные советы-2". Хотя отношение к ним со стороны взрослых подчас негативное, дети же их любят и воспринимают так, как задумано автором, то есть "наоборот".

Для дошкольников выпущено много сборников рассказов и сказок писателей разных стран. К сказкам и рассказам русских писателей XIX пека, уже рекомендовавшимся для чтения детей 4-5 лет, прибавляется сказка С. Аксакова "Аленький цветочек", "Аленушкины сказки" Д. Мамина-Сибиряка, "Лягушка-путешественница" Гаршина, "Городок в табакерке" В. Одоевского. Из рассказов можно рекомендовать "Тема и жучка" Н. Гарина-Михайловского, "Прыжок" Л. Толстого, "Белый пудель" А. Куприна, "Каштанка" А. Чехова. Из писателей XX века особое внимание родителей должно быть обращено на П. Бажова ("Серебряное копытце"), Б. Житкова ("Рассказы о животных"), А. Толстого ("Золотой ключик или приключения Буратино"), М. Зощенко ("Избранные рассказы для детей"), К. Чуковского "Доктор Айболит". Своего рода бестселлером детского чтения является книга А. Волкова "Волшебник изумрудного города" - свободный пересказ книги американского писателя Фрэнка Баума "Волшебник из страны Оз".

Из писателей второй половине XX века в круг детского чтения дошкольников прочно вошли В. Драгунский с его "Денискиными рассказами", В. Голявкин с его "Тетрадками под дождем", Н. Носов со знаменитыми "Приключениями Незнайки и его друзей", Э.Успенский с "Крокодилом Геной" и "Дядей Федором", Т. Александрова с "Кузькой". Кроме того, к "классике" детского чтения относят и произведения других писателей, среди которых нельзя не назвать Сергея Козлова и его книги "Ежик в тумане", Юрия Коваля и его пародии на детектив "Приключения Васи Куролесова", а также его лирическую книгу "Чистый Двор", выдержавшую много изданий. Для дошкольников интересен писатель Г. Циферов и его книга "История про поросенка".

Что касается сказок зарубежных писателей XIX века, то детям рекомендуют преимущественно сказки Э. Т. А. Гофмана ("Щелкунчик и мышиный король"), В. Гауфа ("Маленький Мук", "Карлик Нос"), Д. Харриса ("Сказки дядюшки Римуса"), К. Коллоди ("Приключения Пиноккио"). Из писателей XX века хотелось бы отметить Р. Киплинга с его сказками. Настоящим подарком детям будет также объемная книга А. Милна "Винни-Пух и Все-Все-Все и многое другое".

Не одно поколение дошкольников выросло на книге Д. Родари "Приключения Чипполино". Детям в возрасте 6-7 лет уже доступно одно из самых знаменитых произведений Астрид Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне".

Нельзя не сказать и еще об одной книге - книге австрийского писателя Ф. Зельтена "Бемби". По всему миру прошел мультфильм Диснея, сделанный по мотивам этой сказки.

Особое место в жизни людей разных поколений занимает сказка М. Метерлинка "Синяя птица". Прочитав ее хоть раз, родители непременно захотят иметь книгу в доме, чтобы принести своему ребенку ту же радость, какую они сами испытали, читая ее в детстве.

Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет значительно расширяется круг изданий познавательной книги, в частности -- об окружающем мире. Классиками такой литературы признаны И. Акимушкин, В. Биапки, М. Пришвин, Н. Сладков, Е. Чарушин, И. Соколов-Микитов, и др., сумевшие раскрыть ребенку жизнь лесов, морей, рек, неба и земли, животных и насекомых, они стали своего рода энциклопедиями, вводящими ребенка в разные области знаний.

Для знакомства ребенка со звездным небом рекомендуется приобрести в домашнюю библиотеку книгу Е. Левитана "Сказочные приключения маленького астронома", а для первоначального знакомства с отечественной историей очень ценна для семейного пользования книга, составленная С. Новиковым - "История. Справочник дошкольника".

Из энциклопедий для самых маленьких можно отметить книгу А. Н. Канина "Спроси меня - и я отвечу". Что касается знакомства детей с разными профессиями и сферой труда, то одним из лучших изданий является книга А. К. Дитриха, Г. А. Юрмина и Р. В. Кошурникова "Почемучка". Заканчивая знакомство с книгами энциклопедического характера для детей 6-7 лет, назовем еще одну очень полезную книгу - "Теперь я знаю" И. Б. Шустовой.

Собрание отечественных энциклопедий в семейной библиотеке для дошкольников органично дополнить "Детской энциклопедией", созданной американскими авторами Дж. Эллиотом и К. Кингом. Можно ограничиться приобретением хрестоматий, содержащих тексты необходимых для развития ребенка произведений. Из вышедших в последние годы подобных хрестоматий можно отметить серию Энциклопедий детской литературы, включающую в себя лучшие произведения для детей разных жанров. Каждый том Энциклопедии посвящен какому-либо одному жанру, например: "Лучшие детские стихи", "Лучшие рассказы для детей", "Лучшие народные сказки". Что касается собраний классической мировой литературы для детей, то она хорошо представлена в сборнике "Энциклопедия детства: 105 лучших произведений 60 классиков мировой литературы для детей". Чтобы возместить недостающее в домашней библиотеке, дети должны посещать публичные библиотеки, где есть все необходимые издания для детей любого возраста.

Круг чтения младшего школьника

Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой (изучаются в основном классика детской литературы), тем не менее, детям 7-10 лет предлагается значительный но объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного. Трудно представить развитие ребенка этого возраста без произведений Р. Погодина, В. Воскобойиикова, B. Крапивина, В. Медведева, Е. Велктистова, Ю. Олеши, а также А. Толстого, М. Зощенко, Е. Шварца и др.

Особый интерес у младших школьников способны вызвать книги, герои которых такие же школьники, как они сами, например: "Витя Малеев в школе и дома" Н. Носова, "Многотрудная, полная невзгод и опасностей, жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника" Л. Давыдычев, "Ольга Яковлева" C. Ивановой и др.

Для детей младшего школьного возраста непреходящую ценность имеют книги С. Лагерлеф "Приключения Нильса с дикими гусями", Пройслера "Маленькая Баба Яга", О. Уальда ("Мальчик-звезда"), Д. Толкина ("Властелин колец"), Р. Киплинга ("Маугли"), А. Экзюпери ("Маленький принц"), Я. Корчака ("Король Матиуш I"). Для этого возраста предназначено и большинство произведений Астрид Линдгрен, книги Э. Расие "Приключения Мюнхаузена", Д. Свифта "Путешествие Гулливера", Д. Дефо "Робинзон Крузо". Многим детям младшего школьного возраста уже доступны повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна", "Принц и нищий", а также отдельные произведения Ч. Диккенса. Для девочек в последние годы в серии "Незнакомая классика. Книга для души" издана повесть американской писательницы Э. Портер "Полианна", которая пришлась по душе не только детям, но и взрослым. Для чтения девочек рекомендуется также книга Ф. Бернетт "Маленькая принцесса". Для мальчиков издана и пользуется большим спросом книга Г, Белля "Долина грохочущих копыт" и Ф. Бернетт "Маленький лорд Фонтлерой". Эти книги пробуждают у детей чувства добра и сострадания.

Особое место в книжном собрании для детей младшего школьного возраста принадлежит Библии, а также "Мифам древней Греции", без чтения которых невозможно понять великие произведения искусства, созданные на их сюжеты. Так, младшим школьникам адресована книга "Вавилонская башня и другие библейские предания". Особую ценность имеют переиздания детской Библии. Для выборочного чтения можно рекомендовать младшим школьникам познакомиться с книгой Н. Куна "Легенды и мифы древней Греции" или книгой В. и Л. Успенских "Мифы древней Греции".

Из исторических книг особую ценность представляют книги о нашем Отечестве, впервые изданные до революции, а именно: Головин Н. "Моя первая русская история: В рассказах для детей", и книга А. Ишимовой "История России в рассказах для детей".

Из энциклопедий общего характера большую ценность для младших школьников может представить энциклопедия М. Беттерфилда, Д. Тернера и П. Бисета "5000 вопросов и ответов о нашем мире: Детская энциклопедия".

Что касается отечественных энциклопедий для учащихся начальной школы, то самой лучшим и проверенным временем считается энциклопедический словарь "Что такое? Кто такой?" в 2-х томах. Заканчивая разговор о книжных собраниях для детей младшего школьного возраста (7-10 лет), нельзя обойти вниманием и адресованные им журналы, например журнал "Клёпа". Каждый его номер освещает какую-либо одну тему, в нем много конкурсов и затей. Выходит для детей раз в месяц и журнал "Свирелька" - прекрасно иллюстрированный детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе. Близок к нему по направленности и журнал "Муравейник". Из литературно-художественных журналов следует назвать журнал "Пионер".

Получить информацию о лучших книгах для детей (с годовалого возраста и до 14 лет) помогут родителям специальные указатели литературы. Фундаментальным справочником является трехтомник "Писатели нашего детства. 100 имен". К уникальным библиографическим пособиям можно отнести и детскую литературную энциклопедию "Я познаю мир: Литература", где каждый очерк о писателях заканчивается рубрикой "Листая страницы" со стихами, сказками, рассказами или отрывками из произведений данного автора. Особо следует остановиться па книге И. Н. Тимофеевой "Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением", названной ею "Что и как читать вашему ребенку от года до десяти". В ней представлен колоссальный литературный материал более 200 авторов художественных и научно-познавательных книг для детей, отобранных временем и практикой семейного чтения.

Круг чтения подростка

Особо следует остановиться на чтении школьника 10-14 лет, то есть на подростка. Переход из начальной в среднюю школу знаменует собой не только новый возрастной этап, но и новый этап читательского развития.

Во все времена этот возраст считался мятущимся, мучительным. Отсюда поиски себя, стремление найти в литературе точку опоры. Особенно значимы для подростка полноценные художественные произведения с героями-сверстниками - вот почему желательно всякий раз иметь под рукой испытанные временем книги с произведениями таких авторов, как В. Железников ("Чучело"), Р. Погодин ("Дубравка"), В. Тендряков ("Весенние перевертыши"), А. Алексин ("Безумная Евдокия") и др. Из произведений последнего времени внимание родителей и самих подростков наверняка привлекут книги из серии "Опасный возраст". В серию вошли повести А. Трапезникова "Мне ли бояться", Ю. Короткова "Дикая любовь", Е. Мурашовой "Барабашка - это я", Н. Соломко "Белая лошадь - горе не мое" и др. Все эти книги - об обретении подростком самого себя, о том, чтобы не пустить зло в душу, сформировать в себе личность.

В научно-популярной литературе можно отметить несколько книг по психологии, ориентированных на развитие самосознания подростка через систему сказок, историй, загадок, тренингов, (такие книги помогут подростку понять, что происходит в его внутреннем мире). Сюда можно отнести книги И. Вячкова "Королевство разорванных Связей или психология общения для девочек и мальчиков" и "Психологию для малышей, или Сказка о самой душевной науке".. Близка к этой тематике и книга Г. Юдина "Главное чудо света".

Среди справочной литературы, наиболее значимой для книжного собрания подростков, следует отметить наиболее популярные отечественные и зарубежные энциклопедии, к которым подростку придется неоднократно прибегать. Они сохранят свое значение и на последующие годы учебы.. К ним относятся: Детская энциклопедия. В 12 т.: Для среднего и ст. возраста; Энциклопедия для детей. В 10 т.: Для средн. и ст. возраста; "Я познаю мир" - целая библиотека энциклопедических книг, стремящихся отразить современную цивилизацию в ее развитии, в прошлом, настоящем и будущем.

Назовем здесь лишь некоторые журналы, представляющие особый интерес для подростков. Среди традиционно подростковых лидируют "Юный техник" и "Юный натуралист", из литературно-художественных - петербургский "Костер". По своему интересен журнал "Недоросль", так как в нем публикуются произведения, написанные самими детьми.

Источник: http://www.cbs.astrakhan.net/


Категория: Развитие | Просмотров: 2083 | Добавил: Naneli | Теги: развитие, книги | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]