В песочнице стоял невообразимый крик, на который сбежались мамаши.
Тщетно стараясь понять причину драки, они торопливо уводили своих
малышей от двух яростно дерущихся пацанов, на вид которым было не
больше четырех-пяти лет…
Знакомая ситуация, не правда ли? Тот, кто имеет дело с детьми, будь это воспитатели, няни, учителя и сами родители – обязательно
может вспомнить несколько похожих эпизодов, когда приходилось мирить
дерущихся детей и втолковывать им о недопустимости подобного
безобразного поведения. Время проходило и все повторялось, только уже в
другой ситуации и с другими детьми.
Дети-драчуны… Как понять их? Как правильно вести себя с ними? Что делать, если в вашей семье растет такой ребенок?
Откуда берутся драчуны?
Драчливость в большей степени обусловлена особенностями семейного
воспитания или окружения, в котором находится ребенок, нежели от его
генетических особенностей. Агрессия, как предпосылка к решительным
действиям также проявляется, когда по тем или иным причинам малышу
дискомфортно нахождение в этом незнакомом мире. Ведь еще недавно он
лежал в животике у мамы, уютно свернувшись клубочком, и ему не надо
было беспокоиться о чем-то, отстаивать свои права. А теперь, увидев
свою любимую игрушку в руках у другого ребенка, двухлетний малыш вполне
может пристукнуть нарушителя собственности.
Для лучшего понимания внутреннего мира драчуна проследим, как
формируется негативная реакция на происходящее у дошкольника, начиная с
рождения.
Агрессия в возрасте до 2-3 лет
Первые признаки недовольства и протеста младенец выражает буквально
с первых недель: громко плачет, если его потревожили и дрыгает
ручками-ножками, когда ему хотят почистить нос или обработать пуповину.
Подрастая, малыш с помощью невербальных средств общения (мимика лица,
телодвижения и т.д.) выражает свое отношение к происходящему. И это
считается нормой, показывающей уровень психомоторного состояния ребенка.
Если
же он беспокойный и часто без видимой причины заходится в крике,
следует насторожиться и немедленно проконсультироваться с педиатром.
В возрасте до года родители с удивлением могут обнаружить, что их
ненаглядный карапуз, оказывается, умеет кусаться, царапаться, а то и
колотить маму. Одни впадают в ступор, другие начинают бить в ответ по
ручкам или попе, а третьи не обращают внимания, считая это временным
явлением. Но вот проходит несколько месяцев, а он не прекращает
подобное поведение, от которого уже страдают и другие дети:
"Нашему Егорке было 4 месяца, когда он уже пытался ущипнуть или ударить маму. Прошлополгода, начался ужас –стал всех подряд кусать, как бульдожек и драться. Ни наказания не помогали, ни окрики… Сейчас ему 3 годика, а проблема осталась".
Чтобы разобраться с причиной такого поведения, нужно принять во
внимание несколько факторов. Этот период сопровождается активным
познанием окружающего мира через органы чувств –
ребенок буквально все ощупывает ручками и тащит в рот.Идет прорезывание зубов –он
может больно ухватиться за сосок во время кормления, укусить маму за
палец, руку, или даже плечо, когда она его прижимает к себе. Для
нас понятна реакция укушенной мамы, а ребенок же подчас все
воспринимает как игру, позволяющую ему получить дополнительную порцию
ее внимания. Если мать в ответ начинает ругать или шлепать, поведение
может невольно закрепиться, что и произошло в данном случае.
Родителям можно посоветовать, во-первых, своевременно купить
прорезыватель для зубов которые продаются в форме забавных зверюшек или
фруктов-овощей в детском магазине или аптеке. Во-вторых, не наказывать
физически, иначе ребенок будет полагать, что раз мама ведет себя так
же, значит можно. Если инцидент произошел во время кормления грудью –
нужно
перервать его и, посмотрев ему в глаза, твердым голосом сказать, что
так нельзя, затем устроить его удобнее и продолжить. Когда для ребенка
устраняются дискомфорт в виде плохо поступающего молока, неудобного
положения, и он видит, что мама спокойна и уравновешена –желание
кусаться проходит. Если же мама начинает сердиться и нервничать, ее
состояние передается и ему, начинаются капризы и выплескивается
негативная реакция, как способ для малыша разрядить накопившееся
раздражение и тревогу. Поэтому обязательно приведите свои чувства в
порядок и будьте с ним ласковы.
...Коляска едет по тротуару, едва не заваливаясь набок. Сердитая мама
пытается
удержать ее в равновесии. Она уже исчерпала все способы воздействия на
извивающегося и орущего полуторагодовалого малыша, который хочет
непременно дотронуться до вращающихся колес. На попытки мамы усадить
обратно, бьет ее руками и ногами. Ни шлепки, ни яркая игрушка не
действуют –даже любимый мишка сиротливо валяется в углу коляски...
Эта проблема знакома практически каждой маме. Только вот не всякой
удавалось мирным путем изменить эту ситуацию, поскольку беспокойство о
безопасности карапуза часто брало вверх над другими соображениями.
Между тем, решить ее можно простым отвлечением на что-либо
нестандартное, с чем ребенок редко сталкивался: красивый цветок,
веточка с листиками. Можно обратить его внимание на червячка или на
собаку, бегущую по дорожке или восторженно воскликнуть:
«Ах, какая машинка проехала!», «Вот посмотри: у троллейбуса…большие усы!» Если
отвлекающие меры не помогают, а он продолжает упрямо тянуться к
колесам, разрешите ему их потрогать, после чего тщательно вытрите ручки
влажной салфеткой. Удовлетворив свое любопытство, малыш переключится на
менее опасные объекты, а вы обойдетесь без бессмысленной войны с
собственным ребенком.
Важно помнить о последовательности. По мере подрастания ребенка
становится больше запретов что-либо трогать или брать. Если ребенок
получает слишком много одергиваний –
он будет протестовать против ограничения свободы, что даст предпосылку к гневному всплеску эмоций и формированию агрессивности.
Выберите несколько основных запретов и следуйте им неукоснительно, а
остальные опасные предметы постарайтесь убрать из поля зрения ребенка.
Меньше соблазнов - меньше истерик
Также следует учесть одну вещь. Наказывая, родители часто необдуманно бьют по рукам малыша –
это
также недопустимо. Получая столь чувствительный удар, ребенок может
либо потерять интерес к исследованию окружающего мира, либо делать все
назло, чтобы вывести своих родных из равновесия.
"Ты плохая! Я не люблю тебя!" – кричит ошарашенной маме трехлетняя Ника и пытается швырнуть в нее куклой. Затем она садится на пол и плачет.
Что делать в этой ситуации? Очевидно, здесь ощущается нехватка
теплоты в отношениях между родителем и ребенком. И как реагируют на
такие откровения некоторые мамы:
«Ах, ты паршивая девчонка! Иди в свою комнату и подумай, что ты сказала!» или «Я не верю, что ты меня не любишь…». Поскольку
и первая и вторая реплика только осложняют и без того непростую
ситуацию, т.к. ставят под сомнение право ребенка испытывать негативные
эмоции, лучшим вариантом будет присесть рядом и проговорить вслух
чувства малыша: «Ты
очень сердишься на маму. Я тоже огорчена и мне очень больно слышать
такие слова. Давай больше не будем так и помиримся? Я люблю тебя». Естественно и тон голоса и поза тела мамы должны быть располагающими, готовыми обнять взволнованного ребенка и успокоить.
Агрессия в детском саду
Многие дети в возрасте от полутора-двух лет посещают детские садики.
В этом периоде начинается интенсивное общение со сверстниками,
расширяются пространственные границы. От того, как ребенок будет себя
вести с ними –
очень
многое зависит от сложившегося стиля воспитания. Агрессивное поведение
у драчунов часто закрепляется в семьях, где родителями физическое
наказание считается нормой и нарушен эмоциональный контакт между ними и ребенком.
"Мой сын с раннего детства был забиякой,
я надеялась, что в детском саду он научится вести себя прилично. Куда
там… Не прошло и 2 месяцев, как нас попросили забрать документы и уйти.
Мы переводили ребенка в другой детсад, но история повторилась: никто не
хотел иметь проблемного ребенка, даже психолог не стала с ним работать,
мотивировав свой отказ тем, что она не может создать ему нужные
семейные условия. Я-то признаю, мы ведем себя с ребенком строго, часто
наказываем. Иначе он вообще на голову сядет… Но теперь детсад для нас
закрыт. Что нам делать?" Когдамалыш
с раннего детства наказывается по малейшему поводу, видит сцены насилия
и жестокости не только во взаимоотношениях родителей, но и по
телевизору, когда его поведение поощряется или игнорируется, тогда эта
черта закрепляется и становится ведущей в формирующемся характере
малыша. Это приводит косложнению контактов со сверстниками, поскольку других способов привлечения внимания к себе, помимо драки, у ребенка просто нет.
Чтобы помочь такому малышу, требуется, прежде всего, работа с родителями. Им предлагается пересмотреть свой стиль воспитания, исключить все, что может способствоватьпроявлению
агрессивных черт характера (запрет некоторых программ по телевизору, не
покупать злых игрушек в виде разных монстриков, инопланетян, детское
оружие и т.д.) увеличить время, отведенное для общения и игр со своим
ребенком, проиграть ситуации общения в разных вариантах и постараться
научить его приемлемым способам установления контактов с другими
детьми. Трудности в общении также
могут быть вызваны и особенностями характера ребенка: по натуре он
может быть боязливым, робким, а агрессивность для него служит своего
рода маской. Здесь необходимы коррекционные занятия с психологом
(релаксационные занятия, лепка, рисование детских страхов, специальные
сказки).
Следует помнить, практически в каждом случае, когда приходится искать причины агрессивного
поведения драчунов, истоки проблем находятся в дефиците родительского
тепла, внимания и заботы. Такие дети одиноки, хотя могут постоянно
находиться в коллективе или быть на виду у взрослых.
Поэтому, чтобы ваш ребенок не стал неуправляемым, с раннего детства
любите его, интересуйтесь его жизнью, дайте ему почувствовать, что вы
готовы уделить ему столько внимания и времени, сколько ему потребуется.