В последнее время ранее развитие становится неотъемлемой частью
воспитания и развития детей во многих семьях. Одним из направлений
раннего развития является развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка.
Исследования физиологов доказали, что «есть все основания рассматривать
кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат».
Иначе говоря, чем более ловки и умелые пальчики малыша, тем успешнее
будет формироваться его речь и письменные навыки.
Поэтому педагоги и психологи настоятельно рекомендуют родителям уделять
большое внимание развитию пальчиковой моторики: это игры с мелкими
предметами, с крупами, все виды рисования, работа с ножницами, лепка
различных поделок из пластилина, соленого теста.
Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики является
метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или
толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть
«рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или
шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и
«живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того
занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей.
Как заниматься по этой методике:
1.Сначала научите ребенка выкладывать картинки по готовому образцу, который выкладывает взрослый.
2.Когда ребенок научится выкладывать простейшие изображения, можно
переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с
мелкой моторикой развивается и творческое воображение маленького
человека.
3.Для малышей занятия ниткографией будут более увлекательными, если их
сочетать с рассказом или сказкой. Расскажите ребенку сказку и попросите
изобразить героев сказки или предметы из нее. Также можно загадать
загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки»
нитью.
4.Поначалу изобразительные задания даются обязательно в конце занятия
как его самостоятельная часть. В дальнейшем, когда у ребенка появится
определенный навык в работе с нитью, можно переходить к иллюстрациям по
ходу рассказа.
5.На последующих занятиях можно давать задания посложнее. Ребенок
должен пересказать знакомый сюжет сказки и «нарисовать» картинки из
сказки нитью.
Материалы для занятий:
1. Нить. Толстая (не менее 2 мм толщиной) хлопчатобумажная или
шерстяная нитка. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям
трехлетнего возраста стоит дать для занятий не нитку, а шнурок,
толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким
(поэтому синтетические волокна не годятся). Длина шнурка (нити) должна
быть 25-30 см.
2. Экран - основа для изображения нитью. В качестве экрана подойдет
лист бархатной бумаги или фланелевая ткань, прикрепленная к плотной
основе, обычная хлопчатобумажная скатерть без рисунка, но лучше всего
использовать однотонный ковролин. Размеры индивидуального экрана 20x20
см.
Занятие 1
(для детей от 3 лет)
Для проведения занятия была взята сказка "КолобоК" Расскажите (прочитайте) ребенку русскую народную сказку «Колобок».
После знакомства со сказкой задайте ребенку вопросы:
Кто испек колобок?
Куда баба положила колобок?
Что сделал колобок?
Кого колобок встретил по дороге?
Затем скажите ребенку: «Дед с бабой очень расстроились, что от них
убежал Колобок. А чтобы они не огорчались, мы сделаем для них новый
колобок с помощью вот этого шнурочка. Шнурочек этот не простой, а
волшебный — он может показывать все, что мы захотим.
Вот посмотрите, сейчас мы «нарисуем» колобок. (Взрослый выкладывает круг).
Лиса Колобка съела, а «волшебный» шнурочек сделает колобок снова.
Лиса — «ам» (Взрослый сдергивает шнурок с экрана.) А он снова там. Попробуй сам».
Перед началом работы по выкладыванию нитью обратите внимание малыша на
то, что колобок круглый, как мячик, и предложите «нарисовать» его
пальчиком в воздухе.
В конце занятия предложите ребенку отгадать загадку:
Отгадайте-ка , ребятки,
Кто с окна на травку - скок,
Покатился без оглядки через речку и лесок?
Подскажите мне , ребятки,
У кого румяный бок?
Догадались? Отвечайте!
Ну , конечно,... (колобок)
Занятие 2
(для детей от 3 лет)
Для проведения занятия была использована сказка "Курочка ряба"
После знакомства со сказкой задайте ребенку вопросы:
Кто снес яичко?
Что делали дед и баба?
Смогли они разбить яичко?
А кто разбил яичко?
Скажите : «Расстроились дед и баба, но мы их сейчас утешим, нарисуем
для них новое яичко — вот такое... (Нарисуйте пальцем в воздухе фигуру
овальной формы.)
Возьмем для этого волшебный шнурочек и сделаем новое яичко. (Выложите с
помощью шнурка овал). Ах! Разбилось яичко! (Сдерните шнурок с экрана.)
А мы еще одно нарисуем. (Вновь выложите яйцо.) А теперь, сам сделай
новое яичко. Было яичко золотое, а будет какое?».
Скажите, какую форму имеет яйцо (овал) и предложите выложить нитью не только яичко, но и мышку, которая его разбила.
В конце занятия предложите ребенку отгадать загадки: