Как создать развивающую среду дома
На тему раннего развития сломано немало копий, в связи с чем, у
многих родителей встает вопрос, когда и как развивать творческие
способности детей. Интересно, что ни у кого не возникает подобного
вопроса, когда малыша учат говорить. С ним просто разговаривают со дня
его рождения, то есть заранее создают условия для развития речи.
Точно так же и для развития творческих способностей нужно как можно
раньше окружить малыша такой обстановкой и такой средой, которые бы
стимулировали самую разнообразную творческую деятельность: приготовить
кубики с буквами, азбуку на стене, бумагу и краски-карандаши для
рисования, разнообразные карты и книги, спортивный инвентарь (кольца,
турники, лесенки, канаты и пр.), достать из ящика папины инструменты,
строительные материалы (кубики и кирпичики), песок, измерительные
приборы и многое другое, в общем, все то, что позволило бы значительно
расширить мир ребенка.
Вы знаете, что происходит, если поместить самый обычный огурец в
рассол? Правильно, он становится соленым. Точно также и с детьми.
Конечно, даже если не задаваться целью создания развивающей среды,
ребенок все равно будет развиваться. Разница лишь в том, что у ребенка,
имеющего под руками больше стимульного материала, развитие будет идти
гораздо более динамичней и разносторонней. Поэтому даже просто создав
для ребенка развивающую среду и не особо сосредотачиваясь на
специальных занятиях, вы уже активизируете процессы его творческого и
интеллектуального развития.
Итак, давайте сначала пройдемся по конкретным идеям, а потом выведем
общие закономерности о том, как организовать развивающую среду дома.
Дома и стены помогают.
Стены - один из самых удобных способов размещения информации Вот что пишут Никитины в книге "Мы и наши дети":
"Один профессор, вспоминая детство, удивлялся, с какой живостью и
точностью он может представить рисунок на обоях в детской и даже форму
трещин на белом потолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для
запоминания "на всю жизнь" таких сгустков человеческих знаний, какими
являются географическая карта или таблица Менделеева? Эти первые
впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области
знания и даже развить определенные способности ребенка."
Пока ваш карапузик маленький, стены лучше украшать крупными яркими
картинками. Под картинками можно сделать подпись – название предмета,
изображенного на картинке. Какие картинки можно размещать? Фотографии и
картинки людей, растений, овощей-фруктов, животных, предметов домашнего
быта и т.д. По мере роста малыша, картинки сменяются – можно повесить
географические карты, карты животного и растительного мира, алфавит,
цифры, геометрические фигуры, схему солнечной системы и т.д. Можно
подписывать предметы интерьера словами, как это рекомендует Доман.
Основное достоинство подобного способа размещения информации - то, что
она часто попадается ребенку на глаза и хорошо запоминается. Обратите
внимание, что картинки обязательно должны быть большими – ребенок
должен хорошо их видеть, не напрягая зрение. Картинки на стене можно
закрепить английскими булавками, загоняя их по самую головку под обои
или на скотч. Если у вас картинки формата А4, то удобно размещать
картинки в мультифорах – приклеив ее один раз, вы потом просто можете
периодически менять картинку.
Монтессори на кухне
Начинать работу по развитию мелкой моторики лучше с самого раннего
возраста. Уже грудному малышу можно массировать пальчики, а деткам
постарше можно уже предлагать различные игры для развития мелкой
моторики. И для этого необязательны покупные монтессори-материалы, так
как огромное множество развивающих игр можно придумать с помощью
подручных средств. И кухня в этом плане – настоящий клад!
Что можно делать?
На поднос (противень для выпечки) тонким слоем равномерно сыпем любую
мелкую крупу, проводим пальчиком малыша по крупе. Получится контрастная
линия. А теперь предложите художнику рисовать самостоятельно – дождик,
точки, волны и т.д.
Насыпаем крупу в носок, и пусть ребенок их щупает. Можно сделать по 2
носка с гречкой, 2 с рисом, 2 с фасолью/горохом, 2 с сахаром/солью - и
пусть карапуз ищет парные носки.
"Золушка". Сортируем! Смешиваем крупную крупу, например фасоль и горох,
и просим малыша рассортировать. Или можно сортировать по цвету, хорошо
подойдет в этом плане изюм – например белый, коричневый и черный. Игры
с ситом: смешиваем рис и манку, показываем малышу зернышки риса и
крупинки манки и ставим задачу: как выбрать отсюда все рисовые
зернышки? Насыпаем смесь в сито и просеиваем. Отделение одной крупы от
другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается,
насыпав в сито, сначала чистую манку, а потом рис. Дайте малышу самому
поэкспериментировать. Ставим несколько емкостей (кастрюлек, больших
чашек), в одну насыпаем крупу и даем ложку-поварешку – пусть пересыпает
крупу туда-сюда.
Берем емкость с узким горлышком и просовываем туда фасолинки, горох или
рис. Можно взять пластмассовую банку из-под масла, наклеить на крышку
рожицу, в месте рта сделать отверстие и "покормить" нарисованного
человечка.
"Сокровища". Закапываем в тазик с крупой какие-нибудь сокровища и пусть
карапуз их ищет. Эксплуатируем детский труд: учим солить. Насыпаем соли
и показываем, как солить. Можно также играть с манкой или с песком в
песочнице.
Поролоновые губки, которыми моют посуду – отличный конструктор! Они
хорошо скрепляются и позволяют построить самые различные башенки!
Тесто - можно настоящее, а можно соленое (1стакан муки:1стакан соли и
немного воды). Месим, раскатываем, сворачиваем рулетики, лепим куличики
и печеньки. Из соленого теста можно лепить различные фигурки, а потом
их раскрасить красками.
И еще помогаем маме - приносим-подаем картошку, шелушим лук, наводим
порядок в картофельных очистках, или устраиваем звуковое сопровождение,
для чего юному музыканту потребуется несколько кастрюль и ложка:).
Для юных цветоводов
Расстилаем большую клеенку, чтобы потом было легче убрать последствия.
Насыпаем земли или песок, ставим горшочки и даем в руки совочек или
ложку – пусть насыпает. Керамзит – помыть и насыпать в сетчатый мешочек
(в таких иногда продают фрукты или некоторые игрушки, например),
трогаем и перекатываем в нем камешки. И, конечно, сыпем их в цветочные
горшки. При желании можно посадить настоящий цветок.
Клей-ножницы-бумага!
Отличные развивающие пособия можно изготовить самим буквально за
полчаса. Покупаем картон, цветную бумагу – гладкую и бархатную, и
вперед!
Вырезаем одного цвета кружки гладкий и бархатный, наклеиваем на картон и изучаем "гладкое-шершавое".
Вырезаем различные геометрические фигурки (предпочтительней одного
цвета для облегчения восприятия), клеим на один лист и изучаем
геометрические формы, затем отыскиваем чего у нас в доме/на улице есть
круглое-квадратное-треугольное. Изучаем размер: вырезаем
кружок/квадрат/треугольник одного цвета, но разных размеров, клеим на
одной линии, и ищем самый большой, средний, самый маленький.
Тематические альбомы:
Набираем кучу старых журналов, идеально подойдут "Юный натуралист" и
подобные тематические. Вырезаем из них картинки животных, цветов,
овощей, фруктов и др. Обратите внимание, картинки обязательно должны
быть целыми, дети пока еще не умеют дорисовывать в воображение
"отрезанную" часть картинки. Картинки клеим в тематические альбомы,
например, "люди", "фрукты", "Большой и маленький", "Дикие животные",
"птицы". Название альбома напишите большими печатными буквами, и каждый
раз, когда начинаете смотреть альбом, прочитывайте его название.
Можно сделать подписи к самим картинкам. Для чего нужны такие альбомы?
Для того, чтобы дать ребенку основные понятия о мире, в котором он
родился, о животных, разных машинах, о том, где граница города, в
котором он живет, о простой математике, о том, что кусок жизни может
стать фотографией. Для того, чтобы малыш понимал, что количество вещей
может быть разным, что существуют хищные и домашние звери и птицы, что
рыба плавает в воде, но люди могут ее выловить и съесть и т.д.
Вместо альбома с нарисованными картинками или фотографиями можно сделать гербарий.
Собранные листья положите между двумя листами бумаги или газеты и
прогладьте утюгом. Готовые высушенные листочки можно разместить в
кармашках обычного маленького фотоальбома, можно наклеить в бумажный
альбом или на страницы большого магнитного фотоальбома.
Хорошо, если около каждого листика вы разместите название растения,
которому лист принадлежит. Можно также попробовать найти изображение
растения целиком, изображение его семян или плода (все это можно найти
в учебнике по природоведению для начальных классов) и разместить эти
картинки рядом с надписью (в большом альбоме) или на следующем
развороте (в маленьком альбоме).
Делая альбом с листиками для малыша, старайтесь, чтобы каждый следующий
лист был очень не похож на предыдущий, иначе малыш заскучает и не будет
рассматривать ваши гербарии.
Спички детям – игрушка!
Со спичками тоже можно придумать множество игр. Например, ребенок
собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных
рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Можно
делать рельсы, выкладывать елочку, строить дорогу или "сруб". Чем
аккуратнее и выше сруб, тем лучше. А еще их можно классно втыкать в
пластилин, изображая ежика!
Пуговицы в интерьере
Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать
предметы по цвету и размеру. Самое простое упражнение — разложить их в
разные отделения в соответствии с диаметром или цветом. Сначала дети
каждый раз прикладывают пуговку к эталону, а потом научаются
сортировать их на глаз.
Еще более интересным является использование пуговиц для заполнения
круглых форм в образных картинках. Это занятие напоминает работу с
мозаикой. Только стоимость такой мозаики несоизмерима с покупной.
Можно выкладывать рисунки: подберите пуговицы разного цвета и размера.
Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же
самостоятельно. Из такой мозаики можно выложить снеговика, домик,
мячик, бусы и т.д.
Функциональные застежки
Застегивание пуговиц, безусловно, способствует развитию пальцев. Но это
занятие можно усложнить и разнообразить за счет формы пристегивающихся
предметов.
Берем коврик или одеялко, на него нашиваем пуговицы. К нему прилагаем
некоторый набор тканевых моделек с прорезями посередине, которые можно
пристегнуть к пуговицам, например, цветы, рыбки, солнышко и облака,
фрукты. Тогда упражнение может послужить еще и развитию способности
классифицировать предметы. Сегодня мы "собираем" цветочную полянку.
Завтра — фруктовую. Послезавтра — морскую (если пристегивать надо будет
рыбок) или лесную (если в качестве форм выступят силуэты животных).
Рамки с различными застежками относятся к классическим
монтессори-материалам. Количество и сложность застежек зависит от
возраста детей и их умелости. Застежки стоит сделать различные –
пуговицы, замочек, на липучках, шнуровку. Дома можно прикрепить
подобные рамки к ножкам небольшого стола-тумбы, или стула. Такой способ
крепления переносит упражнения с застежками в новую плоскость —
вертикальную, которая гораздо ближе к реальности.
Взломщики
Прекрасно подходят для развития мелкой моторики игры со всякими мелкими
предметами, типа палочек, ключиков и т.п. Совать спицы в розетки мы,
конечно, не будем, а вот ключи в замочные скважины - запросто! Пусть
добрая мама выдаст ребенку связку ключей разного формата и размера - и
пусть он мучается, подбирает:). Если есть старый замок с ключами или
без - тоже можно отдать на растерзание карапузу, полезно познакомить с
разными видами замков - навесные, внутренние, показать, как работают те
и другие.
Как правильно использовать мусор?
Любые пластмассовые банки, бутылки, флаконы (от соусов, лимонадов,
шампуней, кремов, майонезов и маргаринов) всех размеров, цветов и форм
хорошо моем и отдаем карапузу. Их можно разворачивать-заворачивать,
складывать одна в другую, изготавливать собственные погремушки –
наполнить их разнообразными наполнителями (горох, бусинки, рис, манка и
т.д.). Для изготовления погремушек лучше брать такие баночки, которые
плотно закрываются или завинчиваются, чтобы не просыпалось содержимое.
Всякие коробочки – можно в самый маленький положить сокровище, и потом
один в один спрятать коробочки, естественно, закрыть. Пусть дите
открывает и ищет сокровище. Еще из коробочек можно строить башни, хотя
такой конструктор не очень долговечен:). В большую коробку можно
издалека кидать всякую всячину – тренируем ловкость и меткость.
Делаем бусы – на веревочку, леску или шнурок нанизываем все, что можно
нанизать: бусинки, пуговички, макаронины, нарезаем колпачки от старых
фломастеров колечками и тоже нанизываем. Можно сделать "колье" из
сушек, очень удобно – можно по ходу дела подкрепляться.
Музыка
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века
музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных
расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на
интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект
человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе
проходили под звуки, повышающей работоспособность и умственную
активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять
рост других, с помощью нее можно влиять на эмоциональное самочувствие
человека. Динамичная музыка активизирует и бодрит, мелодичная и ровная
- успокаивает и расслабляет. Мы все от природы музыкальны.
Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, к шорохам
леса, листьев и завыванию ветра, мы учимся различать интонацию, высоту,
длительность. И чем более красивую и приятную музыку будет слышать
малыш, тем лучше он будет слышать тональности и чувствовать ритм.
Включайте музыку фоном, и пусть она потихонечку звучит, пока малыш
играет. Идеально подходит классическая музыка, есть много композиций в
"детской" обработке, и любая другая приятная инструментальная музыка.
Папины инструменты
Мужчины есть мужчины, даже если они пока еще маленькие. И потому
достаем для них папину сокровищницу – инструменты. Накручиваем гайки на
болты, учимся стучать молотком (для этой цели лучше приобрести
маленький или игрушечный), выкручиваем шурупы из досточек, измеряем
линейкой или рулеткой, чего-нибудь пилим:) или просто играем с
импровизированным пультом управления, воображая себя пилотом самолета
или водителем автомобиля.
Игры с водой
С водой также можно придумать множество игр. Играть можно прямо в
ванной или же налить в тазик воды и выставить его на пол. Если вы
играете в ванной, то посадите в нее ребенка, не наливая туда воду, а
просто пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне
нельзя. Можно поставить под кран таз, чтобы вода набиралась в нем,
тогда воду можно черпать и из таза, и наливать из крана. Воду можно
переливать разными емкостями, можно кидать в нее разные игрушки и
пробовать их поймать – двумя пальчиками, рукой, ложкой.. Можно изучать
физику: кидаем в воду разные предметы и смотрим, что тонет, а что нет.
Можно лить в воду разные жидкости: кефир, сироп, чай…, сыпать порошки –
соль, сахар, манку, крахмал, кофе.. и т.д. Можно отжимать губки - очень
полезно для развития кисти рук.
А еще можно поручить помыть посуду!))
Физическое развитие.
Крупная моторика не менее важна, чем мелкая, а потому очень желательно
обзавестись спортивным уголком. Лесенка, кольца, турник - пусть ребенок
лазает, учится хвататься, рассчитывать собственные силы. Пусть он
сначала поднимается на одну ступеньку, постепенно, когда он станет
более уверенным, он заберется. Упал – нестрашно, пусть малыш лучше
научится падать дома на матах, нежели потом на улице.
Еще можно использовать элементы динамической гимнастики для развития
гибкости, подвижности, чувства равновесия и просто мышечной силы -
крутить малыша, переворачивать вверх ногами, кувыркаться, поднимать на
пальчиках – обычно подросшим малышам это очень нравится, и скорее у вас
устанут руки, чем они от вас отстанут:). Нередко динамическую
гимнастику рекомендуют и совсем маленьким деткам, но тут нужно четко
отслеживать их реакцию на такие упражнения и если им не нравится, то
прекратить совсем или отложить до лучших времен.
Развиваем ловкость. Когда малыш научился ходить или даже ползать,
начинаем играть в догоняшки. Можно создать полосу препятствий в виде
стульев или других предметов, пусть ребенок учится их огибать, это
лучше, чем потом собирать лбом косяки:).
Ходим по веревочке. Расстилаем на полу веревочку или рисуем мелом
линию, для младших детей – можно дорожку, и идем по этой линии/дорожке.
Крутим колеса! Очень полезно для развития крупной моторики! Где - у
старой бабушкиной швейной машинки, у больших машинок и перевернутого
велосипеда, можно крутить ручку у мясорубки или папиной дрели.
Выводы и основные рекомендации
Главное и основное правило организации развивающей среды дома –
доступность. Все стимульные материалы должны быть ребенку доступны.
Если бумагу и фломастеры запрятать в шкаф на полочку повыше, то через
некоторое время вы обнаружите, что "мой ребенок почему-то не
интересуется рисованием". Шкафчики, в которых хранятся игрушки и
развивающие пособия в идеале должны быть открыты, чтобы малыш просто
подходил и брал то, что ему интересно.
Развивающие материалы можно расположить в соответствии с возрастом
ребенка: пока он еще маленький, кладем их на самые нижние полки, а по
мере роста карапуза, он встает и дотягивается все выше и выше, до новых
сокровищ на более высоких полках. Не нужно запирать дверцы шкафов и
тумбочек, просто уберите ценные вещи повыше.
Некоторые мамы говорят, "зачем я буду показывать ребенку нарисованную
снежинку, когда ее гораздо лучше показать в реальности, пусть изучает
живой мир". Тут хочется отметить несколько моментов. Никто не говорит о
том, что нужно показывать нарисованное ВМЕСТО настоящего. А вот
совместить это очень даже полезно! Показали настоящую снежинку,
показали ее на картинке, нарисовали, вырезали снежинку из бумаги –
ребенок сравнивает и понимает, что одна и та же вещь может пребывать в
разном состоянии. Он понимает, что листики на деревьях могут быть не
только зелеными, но и желтыми, и не только висеть на дереве, но и
шуршать под ногами, что их можно наклеить в альбом, нарисовать и
сфотографировать.
Далее – круглосуточно на улице изучать живой мир мы не можем, и потому
то время, которое ребенок проводит дома, можно разнообразить и сделать
более интересным и увлекательным. И на самом деле для этого не так
много требуется – не бойтесь придумывать и фантазировать: использовать
в доме можно практически все! Отсейте опасные предметы, а остальное
отдайте на растерзание карапузу:), и пусть ваша совместная фантазия
превратят каждый день в удивительное приключение!
Автор: Корнилова Алла, психолог, г.Томск, 2006г.
Источник: материалы книги Никитиных "Мы и наши дети", материалы сайта http://www.danilova.ru и идеи мамочек с форума http://mama.tomsk.ru/
|