Застенчивый ребенок — сигнал для родителей
На психотерапевтическом приеме с пятилетним мальчиком: — Как ты думаешь, что такое застенчивость?
— Это, когда держишься за стенку, да? Застенчивость — особенность, характерная как для детей, так и для
взрослых. Быть застенчивым, значит — бояться общения, застенчивый
человек видит в общении, особенно с незнакомыми людьми, угрозу. На
сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что эта
черта формируется в результате негативных переживаний, которые
возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в
сознании. Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка — значит, это не
проблема. Возможно, это проявление особенностей темперамента —
сдержанности, интроверсии. Многие дети справляются со стеснительностью
и застенчивостью, приобретая разнообразный опыт общения.Но если застенчивость мешает самому ребенку — знакомиться, отвечать
на вопросы учителя, сдавать устные экзамены, — тогда необходимо
вмешательство. Своевременное и очень деликатное.
Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться
на всё социальное окружение малыша. Одной из причин ее возникновения
может быть заниженная самооценка или неуверенность в себе. Считая себя
хуже, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими,
подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.
Способность к общению — это проявление коммуникативных особенностей
личности. А они в свою очередь состоят: из желания вступать в контакт с
окружающими, умения организовать общение — слушать, сопереживать,
решать конфликтные ситуации, из знания норм и правил взаимодействия с
окружающими. Такой порядок в построении общения характерен для
взрослых. У детей все наоборот — желание возникает только из знания
правил и умения организовать общение. Часто детская застенчивость и
замкнутость являются следствием того, что ребенка
просто не научили общаться. Но для этого нужно только приложить усилие,
и главное — желание и понимание…
Я благодарна своему преподавателю профессору Воронову за одну из его
гениальных фраз, которую сейчас использую как девиз: «Нет хороших людей
— есть люди, с которыми мне хорошо. Нет плохих людей — есть люди, с
которыми мне плохо. Нет недостатков — есть то, что нас отличает друг от
друга». Как, например, замкнутость, стеснительность, застенчивость.
Любому родителю (да и просто человеку) важно помнить и донести до
своего малыша — мы разные и мы имеем право на эту «разность». Возможно,
какие-то отличия нашего ребенка и требуют коррекции и трансформации
(заметим — не давления и переделки). Возможно, ему нужна просто
адаптация к «окружающему миру». И застенчивость — опять-таки не
недостаток, а особенность проявления его чувствительности, творческого
архетипа — как только раскроется его творческий потенциал,
появится и ощущение уверенности, в том числе и в общении. Роль
родителей во многом в этом и заключается — в подготовке детей к выходу
в социальное пространство. А проявления стеснительности чаще возникают
в семьях с гиперопекой, у родителей, которые реализуются исключительно
в ребенке. И подсознательно «привязывают» его к себе. Часто на
психотерапевтическом приеме мамы проговариваются — «мы» ходим в садик,
«мы» занимаемся рисованием, «мы» научились… И здесь нужна работа именно
с мамой, чтобы, наконец, отпустить ребенка, дать ему прочувствовать
свое «Я». Ведь самостоятельности невозможно научить, ее можно только
предоставить.
Существует теория, согласно которой ребенок после шести лет должен
«проживать» одновременно три социальные роли — группы. Например, школа,
двор, кружок или секция — в каждой группе он приобретет свой опыт,
где-то будет ведущим, где-то ведомым. Поведенческий кругозор ребенка
расширится. Следовательно, он приобретет и навыки общения.
Также застенчивость проявляется в тех семьях, где преобладает
авторитарный стиль воспитания. Где собственное чадо как в прокрустово
ложе вгоняется в стереотип «идеального ребенка». Где его недостатки (не
принимаемые как «отличия») высмеиваются и существует жесткая система
поощрений и наказаний.
Я часто спрашиваю у родителей, что любят их дети, о чем мечтают, что
рисуют, что они, родители, любят в своих детях (заметим — не за что
любят, а именно что любят) зачастую взрослых эти вопросы приводят в
замешательство. Присмотритесь к рисункам своих детей. Еще в 19 веке
рисунок был назван «основным путем познания». В нем при желании вы
сможете увидеть то, что ребенок хочет, но не может рассказать о своем
состоянии. Есть очень простая методика психологического исследования —
рисунок человека, себя. На приеме, играя с маленьким пациентом, я
изображаю фотографа, делающего снимок «модели» (ребенка), и прошу потом
эту фотографию нарисовать. Если фигурка человечка слишком мала,
расположена где-то в углу, «у стенки», — это говорит о том, что в
настоящий момент (а любой тест отражает ситуацию текущего момента)
ребенок неуверен в себе,
застенчив, стремится стать незаметнее… В этом случае необходимо
приложить усилия для того, чтобы малыш почувствовал психологическую
безопасность.
Если вы видите, что у вашего ребенка возникают трудности в общении,
проанализируйте свое поведение, возможно, пришло время скорректировать
методы воспитания. Сами оставайтесь в любых ситуациях, связанных с
ребенком, спокойными, доброжелательными и невозмутимыми. Не называйте
малыша застенчивым. Любой ярлык запускает определенную программу в
нашем подсознании. Не сравнивайте с другими. Даже про себя. Ребенок все
равно почувствует, что не соответствует нарисованному вами «образцу».
Результат — ощущение еще большей незащищенности и неуверенности.
В новом окружении ребенок может испугаться, попроситься на руки или
ухватиться за вашу одежду. Не привлекайте к его поведению внимания.
Подождите, когда малыш почувствует уверенность, он сам отпустит руку
или станет на ножки.
Застенчивые дети не любят сюрпризов — старайтесь готовить их заранее
к предстоящим событиям, даже незначительным и, с вашей точки зрения,
приятным.
Задействуйте все свои творческие способности — почаще играйте в
ролевые игры, играйте с пальчиковыми или другими куклами. В сказке,
театральной постановке отрабатывайте разные ситуации. Например,
разговор в автобусе с кондуктором или поиск туалета в театре.
Вместе с ребенком (не за него, а именно вместе) выбирайте для него
«ответственность» — например, за то, что в доме всегда будет хлеб,
газета с программой и т. п. в зависимости от возраста. Это прибавит
маленькому человеку ощущение значимости, повысит самооценку, разовьет
коммуникативные навыки, а к тому же он будет приобретать опыт
оперирования деньгами.
Попросите ребенка о помощи в вашем присутствии: узнать у прохожего,
который час, вызвать по телефону такси, ответить на телефонный звонок
или самостоятельно позвонить родственнику… Вообще, полезно советоваться
с детьми, но только в том случае, если вы готовы следовать их советам.
Будет замечательно, если вы подготовите домашний концерт с билетами,
программкой, с несколькими приглашенными из ближайшего окружения
зрителями. Ведущим актером, которого встретят аплодисментами, конечно,
будет ребенок. Если малыш любит рисовать, можно устроить в коридоре
галерею его работ…
Занимайтесь собственной реализацией и помните: «Вы (родители) —
луки, из которых ваши дети, как стрелы, посланы вперед….» (Поэма
«Пророк». Дж.Х. Джебран).
Автор: Светлана РОЙЗ
|