Обзор педагогических систем и методик раннего развития ребенка
11:47:34
Капкова Л.Г. "Обзор педагогических систем и методик раннего развития
ребенка"
5 марта 2006 года в детском центре «ОбРаз» состоялась лекция
Капковой Л.Г., директора по организационно-методической работе НОУ УМЦ «Учимся,
играя» и детского центра «Образ», руководителя Школы
продавца-консультанта, педагога - игротехника компании «Умные игры».
В ходе лекции обсуждались
следующие вопросы:
1) Что такое «раннее развитие» За и против.
2) Методика М. Монтессори. Основные принципы системы. Главные открытия М.
Монтессори в педагогике и психологии.
3) Методика Г. Домана. Понятие «Физический интеллект», обучение чтению,
математике, энциклопедическим знаниями (кратко). Почему «после трех уже
поздно».
4) Вальдорфская педагогика. Вальдорфские сады в России. Вальдорфская
педагогика и педагогика М. Монтессори (в сравнении). Основные принципы и
своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики. Р. Штайнер – основатель
вальдорфской системы.
5) Педагогические принципы системы С. Френе.
6) Образовательная система Н.А. Зайцева. Обучение чтению и математике. Обзор
методических пособий Н.А Зайцева.
7) Интеллектуальные игры и пособия, Никитиных Б.П. и Е.А.
Педагогическая система Ф. Фребеля и Никитина Б.П. (в сравнении).
8) Демонстрация в свободном режиме пособий по методикам Г. Домана, М.
Монтессори, Зайцева Н.А., Никитиных Б.П. Ф. Фребеля ( в распечатке).
День проведения лекции совпал с христианским окончанием
Масленицы, днем прощения. Наверное, именно это помогло всем присутствующим
прочувствовать не только основные методики обучения и развития детей, но и
понять, насколько важно правильно оценить ту или иную методику. Ведь главными в
любой обучающей системе остаются духовные ценности, когда формируются
взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, понимание жизни, патриотические
чувства. Все это сейчас очень актуально в нашем обществе. Многие педагоги
применяют эту идею в своей практической работе. Однако нельзя не отметить, что
каждая методика - это целая жизнь, своеобразная философия. Рассказать обо всем
этом очень сложно, но не рассказать нельзя. Людмила Геннадиевна Капкова
постаралась за три часа рассказать обо всех нюансах 7 методик и развивающих
программ.
Вступление
Ранний возраст – важный и ответственный период психического развития
ребенка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и
фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,
любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям,
целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое. Все эти
способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия
взрослого. В раннем возрасте общение с взрослыми имеет ситуативно-деловой
характер и представляет собой сотрудничество. В ходе такого сотрудничества
ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях
ребенка, а, главное – новые способы действия с предметами. Мама не только дает
ребенку в руки предметы, но и вместе с предметом передает способ действия с
ним. Ребенком движет мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый
выступает как образец для подражания.
За и против раннего развития ребенка. Несколько лет назад
термина раннее развитие почти не существовало, многие родители воспитывали
своих детей интуитивно и во многом поступали правильно. Но в наши дни только
ленивый не говорит о раннем развитии. Что же это такое? Абсолютное благо или
безусловное зло? Хотелось бы разобраться. Многие скажут, что это очень трудно,
однако принцип здравого смысла поможет родителям и педагогам определиться, что
важнее для них.
В силу различных исторических, социальных, культурных причин в нашей стране
сложилась традиция начинать систематическое школьное обучение не раньше 6-7
лет. Но почему-то, как только начинается учебная жизнь, большинство умненьких,
сообразительных малышей с трудом приспосабливаются к происходящему в школьных
стенах. Лишь отдельным счастливчикам учеба дается сравнительно легко, остальные
же мучительно продираются через трудности, а потом отчаиваются и навсегда теряют
к ней интерес. Этот интерес очень важен для человека и даже имеет особый
термин: познавательная активность. Эта именно та потребность, которая движет
всеми поступками человека на протяжении всей его жизни.
Учеба всегда была связана с подавлением воли ребенка, и хотя в просвещенном
XX веке школа отказалась от метода порки, современные способы запугивания и
унижения – плохие оценки, и сама система оценивания, обсуждение плохого
поведения при сверстниках – ничуть не меньше ранят детское самолюбие и уж никак
не способствуют любви к учебе. Сегодня вся педагогическая общественность, и не
только в нашей стране хватается за голову: чуть ли не половина выпускников
государственных школ неграмотна и едва умеет поставить подпись в ведомости при
получении аттестата о среднем образовании. Вот и мечется современная
педагогика, а вместе с ней и родители из крайности в крайность, а дети все
также учатся неохотно, чтением овладевают с трудом и развиваются с низкими
познавательными потребностями.
А ведь в жизни человека существует уникальный и очень непродолжительный
период - от рождения до трех лет, когда детский мозг «запрограммирован» на
интенсивное развитие. В это время происходит бурный рост мозговых клеток,
формируются связи между полушариями мозга.
Ребенок способен овладеть практически всеми навыками, родным языком, без
должного труда и мотивации. Развитие- это сама жизнь. Специально развивать
ребенка нет никакой необходимости, мы взрослые всего лишь должны создать
подходящую среду для его развития, не подавлять его самостоятельности и отдать
его формирование в руки природы. Сам ребенок покажет, что ему больше всего
интересно, так как уже с 6 месяцев проявляются активные исследовательские
способности.
Мы учимся не для школы, а для жизни – гласит латинская пословица. Если же
ребенок с детства привык добывать знания, а ему это доставляет огромное
удовольствие, то эту страсть он сохранит на всю жизнь.
Существует небольшое разделение в педагогической среде, основанное на
различных подходах к необычному периоду формирования базы знаний.
Педагоги-новаторы очень ценят этот период и считают, что необходимо
заложить базу, без которой немыслимо дальнейшее развитие малыша.
Педагоги-консерваторы опасаются: а стоит ли? Считают такое вторжение
в жизнь ребенка насильственным и несвоевременным, ведущим к неврозам и потере
интереса.
Истина находится посередине. Здравый смысл, педагогическая и родительская
интуиция, сам ребенок подскажут, как поступить. Детский мозг прекрасно защищен
от
перегрузок.
Тем не менее, прежде чем ребенок будет готов к активному усвоению
информации, он должен пройти этап пассивного восприятия (впитывающее сознание).
Однако прежде чем ребенок придет к самому эффективному активному усвоению
информации, т.е. к такому, которое будет иметь воспроизведение, он должен
пройти этап пассивного восприятия, Мария Монтессори называла этот этап
впитывающее мышление (сознание). Собирание информации в мозг, укладывание в
систему.
В течение первых полутора лет развивайте слух, зрение малыша, его
чувственную и эмоциональную сферы, но не забывайте и про движение, так как
именно оно способствует формированию тех отделов мозга, которые отвечают за
понимание и воспроизведение. Ребенку просто необходимо вставать, сидеть, брать
игрушки, складывать и вынимать, катать, толкать, различать цвета, бегать,
кружиться.
Путем проб и ошибок дети исследуют этот мир. На слух, вкус,
тактильные, осязание, самые разнообразные действия. Однако если мы внимательно
посмотрим на собственное поведение, то легко обнаружим, что в течение всего дня
в чем-то препятствуем ребенку. Наше воспитание основывалось на подобном
запрете, и все это мы, к большому сожалению, передаем своим детям.
Встает вопрос, почему мы применяем те или иные запреты. Безусловно, они
необходимы. Начиная с 1,5 года, надо мягко ставить рамки в поведении ребенка.
Как это делать? В этот момент родителям и педагогам на помощь приходит новое
понятие. Это позитивная педагогика, когда любую формулировку, сказанную ребенку
при негативном опечатке, нужно преображать в позитивную Т.е. не
шокировать ребенка, а заменять «не» на что-то положительное, хорошо влияющее на
желание малыша познавать этот мир.
Глен Доман называл эту потребность физическим интеллектом, когда ребенок развивает
свой мозг. Уже к трем годам мозг ребенка достигает до 80 % объем от мозга
взрослого человека. К пяти годам завершается формирование мозга всех отделов,
структур. Информация анализируется благодаря опыту, в определенный момент
воспроизводиться и применяется.
Мария Монтессори говорила, что «дети - они другие». У них другой взгляд на
все области жизни. Надо принять и понять ребенка в этот период. Огромная
награда для любого родителя - развитая личность ребенка с богатым внутренним
миром.
Раннее развитие – это своеобразная прививка против соблазнов и
опасностей, которые подстерегают современных детей и подростков. Если человек
умен, развит, то ему незачем самоутверждаться посредством агрессивного
поведения, наркотиков и др. Богатый внутренний мир - лучшее противоядие от
неудач, депрессии, неуверенности, скуки и лени. Родителям необходимо найти
гармоничный подход между всем тем, что представлено из всех методик. Многие
методики просто основаны на чужом менталитете.
Давайте начнем нашу увлекательную лекцию с системы Марии Монтессори.
Система М. Монтессори
«Помоги мне это сделать самому»
М. Монтессори – выдающийся педагог, психолог, философ, первая женщина в
Италии, получившая высшее медицинское образование. Начинала работать с больными
детьми, организовав медико-педагогический институт. Добилась колоссальных
успехов в этом направлении. Позже стала работать и с обычными детьми,
разработала свою систему обучения, создала детский сад, став его
руководительницей, оборудовала его так, чтобы детям разных возрастов было там
удобно и уютно. М. Монтессори двигалась от практики к теории, постепенно
совершенствуя свою методику.
Основные принципы системы
Монтессори:
1) Ребенок активный, а не пассивный ученик.
2) Центром в Монтессори-классе является ребенок, а не педагог, все идет
от ребенка.
3) Взрослый может и должен помогать ребенку, но только после
того, как сам ребенок его об этом попросит. «Помоги мне сделать это самому» -
девиз Монтессори-педагогики
4) Метод – презентации.
5) Группы разновозрастные ( от 8 месяцев –до 3 лет ) ( от 3- до 6 лет
)( от 6 - до12 лет).
6) Индивидуальная работа, хотя группа находилась в одном помещении.
7) Ребенок учится в процессе собственной деятельности.
8) Не подгонять ребенка под программу (строгая презентация предмета).
9) Предметно-развивающая среда как необходимое условие развития.
10)Не подгонять ребенка под определенную программу, а гибко подстраиваться
под каждого малыша.
Мария Монтессори считала, что до 6 лет ребенок строит свой
разум, а уже после активно осваивает культуру. Возникает некая система
впитывающего мышления. Оно подразделяется на бессознательное, затем осознанное.
Также М. Монтессори предложила теорию сензитивных периодов – периодов особой
восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности, когда у ребенка
просыпаются максимальные возможности для усвоения чего-либо. Человеку больше
никогда не удается так легко овладеть некоторым знанием, как в сенситивный
период. В этот период взрослый осознанно влияет на ребенка. Человеку
впоследствии больше никогда не будет удаваться так легко усваивать информацию,
как в сензитивный период. Она выделила несколько этапов сензитивности:
Сензитивный период развития движений (от рождения до 4 лет). На
примере детей-маугли легко доказать, как значим этот период для ребенка. Если
же этот период прошел в другой среде, например в животной, в будущем человек не
научится двигаться, так как все остальные люди.
Сензитивный период порядка (от 2 – до 3 лет). В это время
малыши требуют вокруг себя порядка. Иногда родители даже не понимают поведения
ребенка, потому как он все перекладывает, включает и выключает свет, когда ему
захочется. Если поддержать этот период, то он становиться очень прочным навыком
в развитии ребенка.
Сензитивный период развития речи и языка (не только родного, до 5-ти
иностранных языков). От рождения до 6 лет. Первые 2 года ребенок овладевает
родной устной речью.
Сензитивный период сенсорного развития от рождения до 6 лет. В этот
период происходит развитие всех органов чувств (зрение, слух, тактильные
движения). Возникает необычная чувствительность ладоней и подошв ног. Детям в
это время очень важно рисовать и ногами, и руками. Нужно оставлять малышей
голеньким, делать им массаж, развивать их тактильные ощущения. Как правило, в
этот период у ребенка очень развито так называемое «чувство спины», когда у
него повышена сенсорная чувствительность именно этой части тела. Почему именно
спины? Чувство спины - прямое состояние ребенка в возрасте около года (связано
с положением внутри матки в период беременности ребенка, т.к. спина
единственная возможность ребенка ощущать ту среду, в которой он находится). Вот
почему ребенка сразу после рождения кладут на живот. Сензитивный период
интереса к маленьким предметам от года до двух. В этот период
родители всячески препятствуют ребенку в этом. Монтессори советовала создавать
коллекции маленьких предметов. Нужно дать возможность ребенку ощутить все это.
Не лишать ребенка развития мелкой моторики.
Сензитивный период социального развития от 2 до 6 лет. Навыки
взаимодействия, основа этикета, понимание социальной системы, культуры
порядочного человека.
Разработанная Марией Монтессори
развивающая среда делится на зоны:
- зона практики, где дети могут потренироваться в повседневной жизни.
Научиться ухаживать за окружающей средой, например ознакомиться с дидактическим
мусором или полить цветы. Большое значение предается социальному аспекту.
Формирование признания своей неловкости, умения правильно уходить из
конфликтов;
- зона сенсорики, в ней представлен весь дидактический материал, который
имеет различный размер, цвет, форму, разную поверхность, вес, запах, вкус;
- зона языка. Здесь представлены такие пособия, как подвижный алфавит и
шершавые буквы. Так же определенный речевой материал, карточки со словами. Ведь
Мария Монтессори считала, что чтение у ребенка начинается через письмо. Когда
наш взгляд пробегает по слову – это уже письмо, особое движение глаз по строке;
- зона математики. Ребенок познает мир чисел от 1-10 и дальше выше.
Устанавливается возможность выходить за пределы установленных норм системы
обучения;
- зона космоса. Именно благодаря Марии Монтессори космическое воспитание
вошло в современную педагогику. Большое значение предавалось тому, что человек
часть природы и у него есть биоритм. Обязательно в каждой группе имелся богатый
географический и биологический материал, особая область естествознания. Так же
дети имели доступ к ботаническому комоду. Благодаря всему этому, они получали
целостное представление о мире. Главным для ребенка должно было быть понимание,
что природа руководит человеком, а не наоборот;
В системе Марии Монтессори не только интересная подача всего материала.
Благодаря всему этому развивается память, слух, т.к. дети исполняют песни,
прослушивают музыкальный материал, участвуют в музыкальных играх. Группа
существовала в размеренном режиме. В центре комнаты находился эллипс, в котором
выполнялись упражнения в движении, «умение слушать тишину», переносились
предметы на голове. Дети в группе часто разговаривали шепотом, это развивало
концентрацию внимания и его нормализация (презентация, концентрация,
саморазвитие),Пожалуй единственное, к чему не готовы дети. прошедшие курс Марии
Монтессори, так это агрессия и хамство со стороны людей.
В Италии по данной методике занимаются около 2-ух тысяч садов, и есть даже
начальные школы им. Марии Монтессори. У нас в России есть сады и всего
несколько школ с системой Монтессори.
Система
Г. Домана
«Каждый
ребенок может стать вундеркиндом»
Глен Доман - американский врач, основатель Института развития
человеческого потенциала, известен во всем мире благодаря своей уникальной
методике раннего развития и обучения детей. Предназначена методика для
родителей малышей, так как именно они, особенно мама, являются лучшими
учителями, чувствуют, любят и понимают своих детей.
Глен Доман – автор увлекательных книг «Как научить вашего ребенка читать»,
«Как обучить ребенка математике», «Как сделать ребенка физически совершенным»,
«Как дать ребенку энциклопедические знания» и т.д.
Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что взрослые
осваивают ценой огромных усилий, малыши выучивают играючи. Детская
любознательность, готовность поглощать информацию почти без ограничений и с
огромной скоростью, пластичность детского мозга – вот основы, на которых
строится методика Г. Домана. Оптимальный возраст для начала обучения – 3-6
месяцев. Доман опирается на отличную зрительную память малышей: фактически дети
«фотографируют» и усваивают ту информацию, которую им предлагают. Сведения подаются
системно. На больших карточках крупными красными буквами пишутся слова для
обучения чтению, красные точки и цифры для обучению количеству и счету,
картинки с битом знания для получения энциклопедических сведений.
Энциклопедические знания делятся на 10 разделов: Биология, История,
География, Музыка, Искусство, Математика, Анатомия, Общие знания, Языки,
Литература.
Эти разделы делятся на категории. В биологии, например, категориями являются
птицы, рыбы, деревья. Каждую карточку нужно показывать малышу в течение 1-2
секунд, громко и четко называть то, что изображено на карточке. В день надо
сделать несколько показов по 10 карточек (это занимает всего несколько минут),
каждый раз добавляя новые и убирая «отработанные». После того, как ребенку
показали около тысячи карточек, начинают повторный показ, но теперь он
сопровождается характеристикой, именуемой «программой развития интеллекта».
Обучение чтению с помощью карточек происходит примерно так же. Ребенку
показывают слова на картонных карточках, высота букв 7 см. Работа с карточками
происходит в определенном порядке, каждую карточку малыш наблюдает совсем
короткое время, чтобы она не успела ему наскучить. От слов переходите к
словосочетаниям, а потом к целым предложениям, постепенно уменьшая размер букв,
делая книжки-самоделки. В конце концов количество переходит в качество, и
ребенок, сам того не замечая, начинает читать. Методика разработана для
английского языка и как следствие не учитывает особенностей русской грамматики,
оставляя в стороне грамматические формы слова.
Обучение счету по Доману основано на том, что ребенок видит все точки,
которые находятся в поле его зрения. Ребенок познает сначала количество, а уж
потом порядок. Далее происходит знакомство с уравнениями, различными
действиями. Главное, чтобы малыш понял принцип!
Вальдорфская
педагогика
Рудольф
Штайнер (1861-1925)
Педагогика
равных возможностей
«Целостный взгляд на человека и его развитие»
Многие выдающиеся деятели – ученые, философы, педагоги – были убеждены в
том, что без решения проблем образования и воспитания никогда не удастся решить
насущные проблемы социальной жизни людей. Именно в этот период в начале XX века
возникло движение реформ-педагогики.
ВП самая философская система, основанная на принципе природосообразности. ВП
не выступает против раннего развития детей и осознает важность этого периода
жизни. Но вальдорфские педагоги отклоняют широко рекламируемые в настоящее
время программы интеллектуального развития детей путем искусственных
ненатуральных средств, считая, что подобные программы вредят развитию здорового
интеллекта.
Основные принципы и содержание
работы:
1. Воспитание через подражание и пример.
2. Культивирование многообразных форм игровой деятельности, вальдорфская
«философия игрушки».
3. Ритм и повторение.
4. Особая культура праздников года создание среды, способствующей
развитию детей, художественно-эстетический общий фон помещения, организация
пространства, создание уюта и теплого настроения в группе, богатый игровой
материал.
5. Занятия искусствами: живописью, рисованием, лепкой, музыкой и
пением, эвритмией.
6. Разнообразная совместная деятельность детей и взрослых: работа в
домашнем хозяйстве, приготовление пищи, работа в саду, рукоделие (педагогика
руки) и работа с природным материалами.
Маленький ребенок учится всей своей жизнью. Для него процессы просто жизни и
процессы учения тесно слиты между собой.
Важная роль, если не главная отводится свободной игре. Содержание игры
полностью определяется самими детьми. Игра по заранее разработанной программе
возможна, но тогда она перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.
Чтобы играть, дети должны иметь богатый игровой материал, отсюда рождается
«философия игрушки». Это очень простые игрушки из природного материала. Они
выполняют функцию признака предмета. Это дает детям возможность дополнить
предмет в действии до полного образа, проявляя при этом свою фантазию.
Традиционные игрушки вальдорфского
детского сада:
поленья, деревянные
чурбаны, продольные срезы стволов березы, ветки и стволы различной длины и
толщины – это строительный материал, вальдорфский вариант привычных
кубиков;
желуди, шишки, каштаны,
камушки и ракушки, мелки, нитки, клубочки пряденой и непряденой шерсти;
куклы, деревянная и
керамическая посуда, мебель, вязаные или сшитые животные;
игрушки, сделанные своими
руками.
Каждый урок – небольшая художественная композиция, пронизанная
музыкально-ритмическим элементом
Виды деятельности:
Райген –
специфическая вальдорфская разработка. Это ежедневная общая
музыкально-ритмическая игра-действие, в которой дети вместе с
воспитательницей проигрывают и проговаривают какой-нибудь игровой сюжет,
представленный в виде стихотворения, песни или образно-ритмической прозы.
При этом дети выполняют определенные характерные движения-жесты,
ритмически движутся, демонстрируют сюжетные образы (солнце спит, утро –
удивление, восхищение, радость; гномик с короной на голове, собирает
сокровища в глубоких пещерах, шлифует камни, гномы-великаны, смена
контрастов).
Пальчиковые и жестовые
игры – это искусство, а не только как вспомогательная техника развития
речи. В течение многих дней играют в одну и ту же игру. Новая игра
вводится после того, как была усвоена предыдущая.
Эвритмия – это
искусство движения, в котором выражается звуковая сторона речи, а также
музыка. Как учебный предмет встречается только в вальдорфском детском
саду. Эвритмизированные пальчиковые игры, география тела – ребенок
проходит по всему телу, делая жесты в области частей тела без
прикосновения, различные виды походки, упражнения на чувство ритма.
Сказка – питание
души. Рассказывание одной и той же сказки в течение нескольких дней
(ритмическое повторение). Сказки подбираются в соответствии с временем
года или праздником.
Праздники года – это
культура, быт, часть жизни каждой группы детского сада. Разработана целая
культура празднования праздников.
Занятия различными
видами искусства ( акварельными красками, восковыми мелками). Не
предлагается рисование по заранее данному образцу. Вообще не используются
карандаши. Это приводит к тому, что мелкие детали не изображаются
ребенком. При поступлении в школу здесь могут возникнуть некоторые
проблемы из-за отсутствия опыта рисования карандашом.
Музыка и пение (принципиальная
установка на живой голос и живую музыку).
Пластицирование (лепка)
– потребность из чего-то неоформленного, из хаоса создать форму и
порядок, является глубочайшей человеческой потребностью. Используется
восковой пластилин. Все, что делает ребенок – хорошо и достойно,
принимается таким, каково оно есть.
Работа в домашнем
хозяйстве, работа с природой, рукоделие и ручной труд.
Педагогическая концепция
Селестена Френе (1896)
«Педагогика сотрудничества»
Селестен Френе – известный французский педагог, создатель авторской
школы и основатель теории и практики образовательной системы, которая по праву
считается сегодня культурным достоянием всего человечества.
Не все склонны называть Френе революционером. Он не так тонок, как Мария
Монтессори. Не так философски предубежден, как Штайнер. Селестен Френе всего
лишь ответил на вопрос, как нам организовать начальную школу в стенах одной-единственной
сельской школы на заре смутного XX века. Как им, то есть семилеткам, нежнейшему
человеческому материалу, начинать с нуля. И как нам, то есть педагогам, с ними
работать.
Нельзя сказать, что педагогика Селестена Френе получила большую известность
и распространение в мировом масштабе. Если сравнивать ее с педагогикой Марии
Монтесори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по принципам Френе,
гораздо меньше.
Главная причина заключается в том, что педагогика Френе в принципе не может
быть превращена в технологию. Например, классом Френе управляют не придуманные
кем-то правила, а принятые самими детьми и изменяемые в случае необходимости
нормы общежития. Эти нормы из года в год для каждого отдельно взятого класса
формируются заново.
Придумывая свои правила, дети исходят из прецедента. "Допустим, бежит
ребенок по коридору и кричит. Его останавливают его же одноклассники, начинают
разбираться, почему и зачем он кричал, и спустя какое-то время выводят правило:
в каких случаях можно, а в каких - нельзя кричать. И таких случаев, диктуемых
самой жизнью, не счесть", - говорит руководитель
консультационно-образовательного направления Центра взаимодействия общественных
и государственных структур "Социальное партнерство" Владислав
Редюхин, который в начале 90-х годов был одним из организаторов стажировок по
педагогике Френе в России.
Соответственно, система Френе не включает привычных российским педагогам
методистов, не предусматривает рекомендаций и разработок по проведению тех или
иных мероприятий в рамках класса, поскольку как только появляется нечто
подобное, она перестает быть сама собой. Для ее масштабного развития необходимо
создание профессиональных сообществ педагогов-исследователей особого склада,
учителей-исследователей. "Чтобы работать в рамках педагогики Френе,
учителю необходимо отказаться от всего традиционного и стандартного, а это
весьма непросто, - утверждает президент Российской ассоциации "Педагогика
С.Френе" Алла Шейнина.
Даже на родине педагога количество преподавателей, работающих по его методике,
никогда не превышало 5%. Сегодня же во Франции насчитывается всего 1-2%
учителей, применяющих на своих уроках принципы Селестена Френе.
Что же касается других стран мира, то как рассказала Алла Шейнина, классы по
системе Френе особенно распространены во фламандской части Бельгии, в
франкофонной части Италии, а также в Польше, Голландии и Швейцарии.
Значительное число классов Френе насчитывается в испанской провинции Каталония
и в Португалии. Наиболее активными сторонниками принципов Френе являются швейцарцы.
В европейских государствах достаточно часто осуществляются обмены между
классами Френе, а два года назад в Японии даже прошла международная встреча
преподавателей, работающих по этой системе.
Френе в России
Идеи французского педагога проникли в Россию достаточно случайно. Несмотря
на довольно ярко выраженные прокоммунистические взгляды педагога, до конца 80-х
годов в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной его работы.
Знакомству с ними помог случай. "На Педагогическом салоне "Школа-91"
во французском городе Рен я встретила двух преподавателей - Кристиана Лего и
Пьеррика Дескотта, которые представляли методику Френе, - рассказывает Алла
Шейнина. - Я пригласила их в московскую школу № 1203, где в тот момент я
преподавала. Они приехали в феврале 1992 года и в течение десяти дней проводили
уроки по Френе. Результаты этой импровизированной стажировки превзошли все
ожидания и мы решили продолжать совместную работу".
В результате сотрудничества посольства Франции в Москве, Минобразования и Ассоциации
"Современная школа", руководимой Владиславом Редюхиным, был
разработан проект "Педагогика сотрудничества". Суть его заключалась в
проведении стажировок по педагогике Френе в России и во Франции. Первая
стажировка в рамках проекта состоялась в Москве в апреле 1992 года. В ней
приняли участие 20 педагогов из разных городов России. Вторая стажировка прошла
через год в Санкт-Петербурге, и с тех пор подобные семинары стали
традиционными. Последний прошел в феврале в Казани.
Благодаря стажировкам сегодня классы Френе существуют в таких городах, как
Москва, Набережные Челны, Таганрог, Кемерово, Саратов, Самара, Кисловодск и
других. Если вы живете в одном из этих городов и хотите, чтобы ваш ребенок
учился по этой системе, достаточно просто навести справки в соответствующих
образовательных органах. "Хотя, как любая альтернативная педагогика,
система Френе вступает в конфликт с традиционной, ее необходимость и
актуальность в России для меня очевидны, - говорит Алла Шейнина. - Эта
педагогика феноменальна, если смотреть не нее с точки зрения духовности,
социального и общечеловеческого аспекта". Отметим, что в России до сих пор
довольно много так называемых "однокомплектных школ", то есть школ с
одним-единственным учителем в штате. “Для меня в педагогике Френе главное
– следующие принципы: свобода самовыражения, открытость, критическое мышление,
вкус к творческому труду, инициатива, солидарность, взаимопомощь; отсутствие
конкуренции и соревновательности, – говорит Алла Шейнина, одна из основателей
движения Френе в России. – Ответственность, но не подчинение. Успешность для
всех и партнерство. Метод экспериментального нащупывания. Каждый продвигается в
собственном ритме, отвечает за выбор своего пути, имеет право на ошибку и несет
ответственность за свои действия. В педагогике Френе все происходит наоборот,
все становится с ног на голову по сравнению с традиционным представлением об
учебном процессе, и это самое интересное.
Есть три запрета, которые я выработала в своей практике.
Первый запрет – на долженствование, категоричность суждения. Слова
“вы должны” в моем лексиконе отсутствуют. Второй запрет – на законченность действия. Любая ошибка важна – как
ценность, как опыт. Чем труднее ребенку, чем у него меньше возможностей, тем
чаще нужно создавать ему ситуацию успеха. Когда мы ставим ребенку отметку, это
– законченность, остановка.
И третий запрет – на оценочность, любую – вербальную, жестами, мимикой.
Я уже не говорю об оценке в журнале”.
Педагогика Френе основана на самооценивании. “Оценка – это суждение взрослого
о работе ребенка, – писал он. – Она имела бы смысл, если бы была объективной и
справедливой. Она может быть такой, по крайней мере частично, когда речь идет о
простом учении, например, об овладении четырьмя арифметическими действиями. Но
для более сложной работы, где нужно принимать во внимание логическое мышление,
понятливость и даже душевное состояние ученика в данный момент, всякая
оценочная система порочна”.
Великий педагог начал с создания атмосферы в классе, чтобы развить в
учениках способности к самовыражению. Например, он дал детям возможность
свободно выражать письменно или устно свои мысли. Так появились первые "свободные
тексты", в которых дети писали о чем хотели, когда хотели и где
хотели. Это были небольшие сочинения, в которых дети рассказывали о своих
семьях, друзьях, планах на будущее, описывали впечатления, наблюдения,
сделанные во время прогулок. При этом ребенок, написавший текст, был вправе
читать его или нет, показывать учителю или не показывать вовсе. Френе также
предложил читать всем желающим тексты каждый день и выбирать из них лучший. И
даже не просто выбирать, а дополнять и дорабатывать его сообща.
Французский педагог указывал и на еще одн