Форма входа
Меню сайта
Категории
Беременность [23]
Здоровье [51]
Наше женское [26]
Планирование [13]
Потребителю на заметку [18]
Юмор [8]
Психология, воспитание [32]
Уход за малышом [47]
Право [4]
Питание [50]
Развитие [75]
Другое [30]
Поиск
Наш опрос
Смотрите ли вы сериалы?
1. Качаю"Доктор Хаус" и прочее из сети, как только появляются новые серии
2. Нет, сериалы - отстой
3. Да, я прихожу домой и включаю телевизор
4. Сериалы о любви - это позитивно
5. Я смотрю отечественные сериалы, там про наши проблемы
Всего ответов: 7
Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Родителей: 0
Семья от А до Я Семья от А до Я Семья от А до Я
Полезные статьи » 2009 » Сентябрь » 2 » Постановка звука Р
Постановка звука Р
22:33:25
Постановка звука Р
Данный звук является одним из самых сложных в постановке. Не даром в речи ребенка он, как правило, появляется последним. Поэтому самостоятельно поставить звук достаточно сложно.

На сколько это будет в моих силах, постараюсь объяснить с чего лучше всего начать, и опишу способ, который чаще всего дает эффект. Однако, стоит отметить, что способов постановки данного звука существует уж не менее десятка, а то и поболее. В своей работе, особенно, когда ставлю звук в школьном возрасте, я пробую одновременно несколько приемов, одновременно наблюдая за тем, какой из них получается выполнять лучше, и впоследствии на этом способе останавливаюсь. Надеюсь, что из этого сумбурного объяснения понятно, что это достаточно индивидуальная работа, требующая определенных навыков. Но вместе с тем, в моей практике бывали случаи, когда родителям самостоятельно удавалось вызвать этот "не покорный" звук в речи ребенка. Именно эти случаи и позволяют мне надеяться на успешность данного поста.

Для начала необходимо подготовить артикуляционный аппарат Вашего ребенка к произнесению звука. Это важный этап работы. На сколько правильно и качественно Вы будете выполнять упражнения из гимнастики, зависит, как быстро ребенок сможет произнести звук [Р] самостоятельно.

Для начала загляните в рот к своему чаду. Обратите внимание на то, сможет ли он (она) дотянуться кончиком языка до верхнего неба (для ребенка - "потолочек"). В данном случае рот ребенка должен быть приоткрыт минимум на два ваших пальца. Посмотрели? Если дотянуться до потолочка не удается, - подъязычная связка коротковата, и ее необходимо растягивать. Я являюсь ярой противницей оперативного вмешательства в дело растяжки уздечки. Даже в самых, на первый взгляд, сложных случаях, грамотно проведенный первый, подготовительный этап позволяет растянуть связку достаточно для правильной артикуляции звука.

Если же до "потолочка" язычек дотягивается, то - ура, уздечка достаточно пластична. Однако, это не говорит о том, что подготовительный этап можно опустить. Если при пластичной уздечке ребенок все же не произносит звук, это является показателем нарушения тонуса мышц. Поэтому нужно будет проводить гимнастику, но больше внимания уделять на упражнения, тренирующие саму мышцу (а наш язык и есть не что иное, как мышца).

Приведенные ниже упражнения стоят в порядке возрастания сложности. Поэтому, если рядом с Вами нет специалиста логопеда, и Вам было сложно разобраться с моей писаниной в предыдущем абзаце, начинайте с самого первого упражнения, и переходите к следующему только после того, как правильно и без особых затруднений будет получаться предыдущее. Статичные упражнения проводятся под счет - начинайте удерживать заданную позицию на счет 3, доводя постепенно до 10-15. Для динамичных упражнений делайте минимум 5 повторений, и так 3-7 подходов.

1. «Качели».

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и спускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий я зык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык выставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой. Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны;

г) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;

д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

е) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого неба. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

2. «Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка погладить небо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

3. «Лошадка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижат к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти может использоваться большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

4. «Грибок».


Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживается в таком положении под счет от 1 до 5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половинка не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

5. «Гармошка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

6. «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

7. «Пощелкать кончиком языка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

8. «Фокус».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

9. «Индюк».

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл – бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

10. «Барабан».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.


Теперь расскажу о наиболее популярных способах постановки звука [P]. Стоит напомнить о том, что к таким "постановочным" упражнениям следует приступать после того, как язычок будет подготовлен.

На этом этапе нам важно добиться изолированного произношения звука [P]. Как только это вам удастся, сразу же необходимо будет переходить к 3-ему этапу - произнесению звука в слогах-словах-предложениях. Но об этом я напишу в следующем посте.

УПРАЖНЕНИЕ "КОМАРИК"

Ребенок улыбается, открывает рот, прижимает язык к альвеолам и произносит "дззз". Оно будет очень похоже на "джжж". Говорится ребенку, что у это очень приставучий и настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам, тем самым провоцируется более четкая вибрация.

Для вызывания звука Р, мне нравится упражнение "Пылесос". Пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что: кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

С помощью зонда, пальца ребёнка, ватной палочки (я использую соски резиновые от бутылочек) совершаем быстрые движения пальцем (под языком, задевая уздечку) из стороны в сторону, тем самым создавая нужную вибрацию.

В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки Р недостаточно, использую следующие упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

дыдыдыдыдыды....адыдыадыды....тыдытыдытыды.

дыдадыдадыда...адыдаадыда...тыдытыдытыды....

дыдодыдодыдо...адыдоадыдо...тыдотыдотыдо...

И еще один важный момент. На протяжении всей работы со звуком учите ребенка выделять его из слогоВ, слов, придумывать слова с этим звуком, искать его в предложенных словах, картинках. Игр на такую тематику очень много, поэтому с подбором, думаю, не должно возникнуть сложностей. Но это очень важно отрабатывать. Т.к. детки зачастую не слышат звука, который не произносят. И соответственно, ввести его в речь без развития фонематического слуха будет не возможно.

Если возникнут вопросы - задавайте, будем вместе разбираться))

И как обычно -терпения вам, любви и понимания своих чад!!!

Источник

Категория: Развитие | Просмотров: 4719 | Добавил: Naneli | Теги: логопедия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Радужный  
0
Если у ребенка при постановки, вместо звука"Р" получился "ДР"? Делала при помощи инструмента, от сочетания звуков "Д-Д-Д-Д"

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]