Форма входа
Меню сайта
Категории
Беременность [23]
Здоровье [51]
Наше женское [26]
Планирование [13]
Потребителю на заметку [18]
Юмор [8]
Психология, воспитание [32]
Уход за малышом [47]
Право [4]
Питание [50]
Развитие [75]
Другое [30]
Поиск
Наш опрос
Как Вам наш сайт?
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 11
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Родителей: 0
Семья от А до Я Семья от А до Я Семья от А до Я
Полезные статьи » 2009 » Декабрь » 6 » Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет
Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет
16:23:09

Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.

Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания:
– застёгивание пуговиц;
– завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
– переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
[more]
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.

Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.

* * *


"ШАЛУН”

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.


(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,


(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.


(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)


"БЕЛОЧКА”
(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.


(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)


"ДЕТКИ”

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.


(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.


(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове "вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)






"ПО ГРИБЫ”
(потешка)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.


(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)


"ПАЛЬЧИКИ”

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.


(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)


"ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.



"ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ”

Есть игрушки у меня:

(хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.


(загибать поочерёдно пальчики)


"ПАСТУШОК”

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.


(хлопки в ладоши)

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Бурёнка лежит

На теляток глядит.

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,

Деток
(можно произносить имя вашего малыша)

Кашей кормить.

(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)



Упражнением "Пастушок” желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.

* * *


Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки - с небольшим стихотворным сопровождением.

* * *


"ОЧКИ”

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.



"СТУЛ”

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.



"СТОЛ”


(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки

Сверху крышка, как ладошка.



"ЛОДКА”


(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.



"ПАРОХОД”


(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.



"КОЗА”


(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)

У козы торчат рога,

Может забодать она.



"ЖУК”


(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.

* * *




Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Дорогие родители, бабушки и дедушки! Я желаю вам удачи и терпения в занятиях с малышом.




Развитие мелкой моторики у детей

 (290x218, 8Kb)
Есть в нашей жизни вещи, которые имеют наивысший приоритет по сравнению со всеми остальными занятиями, и мы без размышлений оставляем обычные дела, когда надо сделать нечто более важное.

Именно таким чрезвычайно важным делом является воспитание детей, и начинать этим заниматься надо с самых первых дней жизни ребенка.
[more]
В период с момента рождения и до полутора лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если вы не будете развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И наоборот, если вы не будете общаться с ребенком, а будете только играть с ним, то его развитие сильно замедлится.

Как развивать мелкую моторику?

Новорожденному малышу нужно делать массаж пальчиков несколько раз в день. Уже в первые недели жизни начинайте играть с ребенком в "Сороку-воровку" - игру, суть которой заключается в том, что вы показываете малышу, как сгибаются и разгибаются его пальчики, как из ручки получается кулак и обратно. Обязательно сопровождайте данную игру веселыми стишками.

Очень скоро вы увидите, что малышу больше не требуется ваша помощь в том, чтобы сгибать и разгибать собственные пальчики: вы будете читать стишки, а он уже сможет проделывать движения пальчиками самостоятельно. Параллельно с этим, у ребенка будет возрастать интерес к игрушкам и вообще ко всем предметам в его окружении. На этом этапе также можно давать ребенку потрогать различные фактурные поверхности, чтобы он узнал о том, что такое осязание, и том, что это чувство может быть очень разным в зависимости от того, что он трогает.

К 3 - 4-месячному возрасту у малыша в кроватке, а лучше и во всей комнате, должны быть самые разнообразные игрушки, которые он может потрогать, обхватить ручкой, поиграть с ними. Помните о том, что дети любят все тянуть в рот, и давайте малышу только чистые игрушки из безопасных материалов.

Начиная с самых первых месяцев жизни малыша общайтесь с ним на нормальном человеческом языке, не коверкая слов. Если вы уделите внимание развитию мелкой моторики, будете поддерживать с малышом активное общение и помогать ему познавать этот мир, то очень скоро ваш карапуз станет сообразительным и разговорчивым малышом.

С каждым новым месяцем ребенок развивается все быстрее и быстрее, и уже к полуторагодовалому возрасту вам нужно перестать помогать ребенку в чем-либо, если только он этого не просит. Например, если малыш долго одевается, это не значит, что надо начинать застегивать пуговицы и завязывать шнурки вместо него, такими действиями вы можете ослабить собственный контроль ребенка над вещами и сделаете его зависимым от вашей помощи.

В период от полутора до трех лет, особое внимание уделяйте развитию логики у малыша. В этом возрасте покупки игрушек лучше всего делать вместе с самим ребенком и не сразу, а только после того, как он сделает свой выбор. Дело в том, что сам процесс выбора - это развитие логики, и было бы неправильно делать выбор вместо малыша.

Начиная с того момента, как ребенок начал играть в игрушки, приучайте его к порядку, объясняйте ему, что игрушки нужно складывать в коробку, когда они больше не нужны. Лучше всего иметь для этих целей несколько коробок разного цвета и приучить ребенка складывать кубики в коробку с одним цветом, мягкие игрушки - в коробку с другим цветом и т.д.

Сначала вам придется самостоятельно все убирать и объяснять при этом ребенку, что он должен будет делать точно так же. Затем прекращайте помогать ему в этом и объясняйте ему, что он должен убираться самостоятельно.

Даже в таком небольшом возрасте ребенка можно и нужно начинать учить читать. И наиболее продвинутая в этом отношении технология - это методика раннего чтения Зайцева. Еще не достигнув 3 лет, ваш ребенок может научиться читать простейшие слова и фразы, и для развития этих способностей в методике Зайцева используются кубики с нанесенными на них слогами и буквами. Применять методику Зайцева можно и в домашних условиях, но лучше делать это в группе с обученным педагогом. Ребенку в виде игры предлагается составлять из кубиков сначала отдельные слоги, а затем слова. В процессе игры малыш обязательно будет делать ошибки, но в конце концов научится правильно составлять слова и будет легко их распознавать в повседневной жизни.

В прежние советские годы раннее развитие детей часто пытались привести к определенным рамкам: во столько-то месяцев ребенок должен научиться ходить, во столько-то говорить и т.п. Но на самом деле календарь развития ребенка не обязательно сверять с энциклопедическими данными, ведь ваш ребенок уникален, и все, что вам нужно делать, это помогать ребенку самому развиваться с оптимальной для него скоростью в удобной среде. И если вы будете помогать ребенку самому изучать окружающий его мир, общаться, играть и заниматься целенаправленной деятельностью, то ваш малыш будет намного более развит, чем тот, развитием которого занимались строго по энциклопедическому календарю. Мнение это принадлежит не автору данной статьи, а авторитетному детскому врачу и педагогу Марии Монтессори, и ниже будет кратко представлена ее уникальная система раннего развития детей.

Главный принцип системы Монтессори таков: "Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде".

По системе Монтессори работают целые детские садики и детские центры. Методика включает в себя множество материалов, на описание которых ушло бы несколько страниц текста, и поэтому здесь мы ограничимся только самым главным, что есть в этой системе.

Все упражнения системы Монтессори, включая сенсорное, математическое и языковое развитие, имеют следующие принцип: "Помоги мне сделать самому". Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий. Для этих целей в системе Монтессори имеется такое понятие как "личное пространство" - это то пространство, которое предоставляется в полное распоряжение ребенка и которое не может быть нарушено без его согласия ни руководителем группы, ни другими детьми.

Если для выполнения задания ребенку требуются материалы, имеющиеся у другого участника обучения, то он самостоятельно договаривается с другим ребенком о том, когда сможет взять необходимый предмет (кубики, таблицу или что-то еще). Система Монтессори, как никакая другая методика, учит детей понимать себя как единицу общества, договариваться и эффективно общаться с другими детьми.

Система Монтессори построена таким образом, что при неправильном выполнении заданий ребенок сам будет видеть, что он делает что-то не так, и желаемый результат не достигнут. В этом случае малыш самостоятельно исправляет ошибку, при этом учитель не подгоняет и не вмешивается в обучающий процесс, а только помогает в случае необходимости и тогда, когда это предусмотрено методикой.

Параллельно с умственным развитием ребенка его физическое развитие тоже должно происходить в нормальном темпе. В теплое время года ребенок должен гулять и помогать вам в мелких хозяйственных делах. Например, иногда вы могли бы брать его с собой в магазин и позволять ему нести легкую сумку. В холодное время года устройте в комнате детский спортивный комплекс. Стоимость такого комплекса не высока, а пользу от него нельзя сравнить с чем-либо еще! Физическое развитие малыша имеет огромное значение, и ДСК позволит ребенку отлично развиваться физически, даже когда нет возможности бегать во дворе. Дети особенно активны в раннем возрасте, и ДСК поможет им наилучшим образом использовать свою энергию!

Чем раньше вы установите ДСК, тем быстрее малыш с ним освоится, и если ДСК в его комнате был уже в годовалом возрасте, то в 2 года можно спокойно оставлять его одного во время занятий на комплексе и не беспокоиться о том, что с ребенком что-то случиться. Чем здоровее физически будет ваш малыш, тем увереннее он будет чувствовать себя в жизни и тем легче ему будет освоиться в обществе.


Категория: Развитие | Просмотров: 2615 | Добавил: Naneli | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Даник  
Спасибо! очень интересная тема и информация. Спасибо Вам еще раз. Ваш сайт один из самых лучших!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]